Официальные представители Минобороны РФ в понедельник утверждали, что полеты палубной авиации «продолжаются в соответствии с задачами», однако несколько источников «Коммерсанта» в ведомстве говорят, что задействование Су-33 и МиГ-29К из-за выявленных на «Адмирале Кузнецове» проблем может серьезно сказаться на всей программе полетов. По их словам, если устранить неполадки в аэрофинишере взлетно-посадочного комплекса в короткие сроки не удастся, то по решению руководства Генштаба ВС РФ основная часть Су-33 (порядка восьми машин) и МиГ-29К (две единицы) будут передислоцированы на авиабазу Хмеймим в провинцию Латакия. Именно оттуда они будут наносить удары на дальних подступах к провинциям Идлиб и Алеппо.

В понедельник Министерство обороны РФ подтвердило потерю палубного истребителя Су-33, входившего в состав авиакрыла авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося у берегов Сирии. Специальной комиссии предстоит разобраться, почему оборвался трос аэрофинишера взлетно-посадочного комплекса, установленного на корабле: из-за брака производителя или ошибки пилота.

По сведениям издания, к работе уже приступила аварийная комиссия Минобороны РФ. Ей предстоит выяснить причины инцидента с аэрофинишером взлетно-посадочного комплекса «Светлана-2» разработки Пролетарского завода (Санкт-Петербург). Пока прорабатывается несколько версий. Одна из них связана с ошибкой пилота при посадке.

Вторая версия связана с производственным браком. Третья версия заключается в неправильной запрессовке троса, который был заменен после предыдущего инцидента на крейсере, случившемся 13 ноября с корабельным истребителем МиГ-29К.

Как выяснила аварийная комиссия, причиной крушения истребителя в тот день стал не отказ двигателя, как изначально сообщало Минобороны РФ, а проблемы с аэрофинишером, в тросах которого запутался вылетавший с ним другой самолет. МиГ-29К в итоге кружил в акватории Средиземного моря до тех пор, пока в баках не кончилось топливо. Пилот успел катапультироваться и был спасен. С тех пор Минобороны РФ о привлечении МиГ-29К для выполнения задач в Сирии не сообщало.

Отметим, что потеря самолета Су-33 стала первой для ВМФ РФ более чем за десять лет. В последний раз истребитель данного типа терпел крушение 5 сентября 2005 года. В тот день самолет (бортовой номер №82 «красный»), закрепленный за 279-м отдельным корабельным истребительным авиаполком, должен был сесть на палубу «Адмирала Кузнецова», но из-за обрыва троса аэрофинишера утонул в водах Северной Атлантики. Поднимать самолет с глубины более 1000 м военные не стали, сославшись на то, что его системы абсолютно не секретны.

По данным «Коммерсанта», останется на дне Средиземного моря и Су-33, потерпевший аварию 5 декабря.