Путин заинтересовался запретом рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»
Кроме того, по словам президента, хулиганские выходки против выставок будут пресекаться по закону, но и деятели культуры должны определить грань между творческой акцией и циничным эпатажем
Читать на полной версииВладимир Путин 2 декабря проводит встречу с участниками президентского Совета по культуре. В зале присутствуют Олег Табаков, Николай Цискаридзе, министр культуры Владимир Мединский и другие. Тема давления на искусство, которую уже поднимал художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин, обсуждается в таком формате впервые.
С опасениями к президенту обратился народный артист России Евгений Миронов. Он еще раз подчеркнул, что оценку искусству могут дать только видные деятели культуры, а запреты спектаклей вызывают тревогу. В качестве примера Миронов упомянул спектакль «Иисус Христос — суперзвезда». Путин напомнил артисту, что в искусстве всегда есть грань между циничным эпатажем и творческой акцией:
Миронов: Вы знаете, наверное, вы тоже слышали, что к запрету попал спектакль «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске. Этому спектаклю уже около 30-ти или 40 лет, он успешно идет в мире и успешно идет в Москве, например, в Театре Моссовета. Мы боимся цепной реакции. Когда такое случается в маленьких городах, это очень быстро может распространяться.
Путин: Кто запретил-то его?
Миронов: Власти.
Путин: Власти какие-то абстрактные, или конкретные есть власти, представленные конкретными людьми? У нас здесь находится министр Владимир Ростиславович.
Миронов: Это было не рекомендовано.
Путин: Владимир Ростиславович, вы запретили?
Мединский: Я пытаюсь разобраться сейчас, Владимир Владимирович. Я точно не запрещал. Министр культуры Омска, Виктор Прокопьевич, бывший директор Омского драматического театра, ему бы в голову не пришло запрещать. Сейчас выясняю.
Путин: Надо с этим разобраться. Знаете, всегда очень тонкая грань между тем, что я назвал таким опасным эпатажем, и свободой творчества. Эти условные активисты в редакцию Charlie Hebdo пришли и расстреляли людей. Вопрос, нужно ли было карикатуристам наносить оскорбления представителям ислама. Все зависит от нашего с вами чувства такта.
К Путину обратился также режиссер Александр Сокуров. В своем заключительном слове он попросил президента повлиять на ситуацию с украинским режиссером Олегом Сенцовым. В 2014-м его задержали по подозрению в терроризме и осудили на 20 лет. Путин ответил, что Сенцов не был осужден за убеждения, и он не может повлиять на его судьбу.
Грань между свободой творчества и эпатажем Путин предложил определить самим работникам культуры. Президент повторил тезис, высказанный в послании Федеральному собранию: «Принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым». Однако глава государства отметил, что «у всех свобод есть всегда вторая сторона — ответственность».