В Турции проходят тайные переговоры России и сирийской оппозиции без участия Вашингтона. Об этом со ссылкой на источники сообщает Financial Times. По данным газеты, представители повстанцев обсуждают с Москвой возможность прекращения боев в Алеппо.

«Вашингтон полностью отрезан от переговоров и даже не представляет, что происходит в Анкаре», — приводятся слова неназванного сирийского оппозиционера. В статье также содержится комментарий российского МИД. «Вашингтон сам себя изолировал. Мы ведем переговоры с сирийской оппозицией в Турции уже годы — это не новость», — заявила представитель ведомства Мария Захарова.

Британское издание отмечает, что пока стороны не достигли никакого консенсуса, но сам факт того, что диалог проходит без участия США, подчеркивает сдвиг в политической среде Ближнего Востока. Отсутствие на переговорах США комментирует профессор МГИМО Валерий Соловей:

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «То, что американцы об этих переговорах знают, мне это кажется самоочевидным фактом, в том числе и потому, что у них очень хорошие связи среди сирийской оппозиции, потому что у них очень хорошие связи в турецком истеблишменте. Что касается желания России и Турции провести сепаратные переговоры, то оно вызвано тем, что отношения России и США трудно назвать очень хорошими. Отношения Турции и США тоже весьма обострились за последний год. У турков и у русских возникает естественный соблазн попробовать своими усилиями, без участия «большого заокеанского брата», или «дьявола», в зависимости от точки зрения, сыграть на этой доске своими собственными фигурами, чем русские и турки и занимаются. Ничего удивительного здесь нет, но и ничего далеко идущего тоже, скорее всего. Невозможно представить себе глобальное решение сирийского конфликта без участия США. Военные победы не означают никакого перелома в войне. Ресурсы Сирии и тех, кто ей помогает, не очень велики, а сирийские военные ресурсы вообще истощены. Чтобы вы поняли, как обстоит ситуация, вмешательство России в сирийскую ситуацию — по этой ситуации контролировалось 17% территории. Сейчас, после вмешательства годичного, под контролем находится около 23%. Это можно назвать только тактическим успехом, но никак не стратегическим переломом и победой».

Однако не стоит исключать и определенного прогресса по итогам переговоров представителей России и сирийской оппозиции, считает востоковед Саид Гафуров:

Саид Гафуров востоковед «У сирийцев есть убежденность, что военного решения сирийского кризиса нет в принципе, что все равно надо договариваться. То есть война — это только создание условий для ведения переговоров, поэтому постоянно ведутся переговоры. Сирийцы ведут переговоры маленькими кусочками. Договорились в Даръа, и в Даръ, где все начиналось, где начался мятеж в 2011 году, уже больше года не стреляют, потому что договорились. Создали органы местного самоуправления, советы, дали гарантии. Я абсолютно убежден, что о чем-то договорятся. Какое-то кардинальное решение вряд ли будет, а если будет, то о нем не объявят. Несомненно о ком-то мельком они договорятся, например, отдадут несколько кварталов без боя, позволят выйти нескольким тысячам людей, запертым в Алеппо. А большое решение, если и будет, то мы о нем не узнаем, скорее всего».

В Турции прошла встреча Сергея Лаврова с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. По ее итогам глава российского МИД заявил, в частности, что Вашингтон полностью провалил задачу по размежеванию умеренной сирийской оппозиции и террористов. Лавров также отметил, что на Западе приутихла критика наступления на Алеппо. «Наверное, они осознали, что ситуация в Восточном Алеппо ничем не отличается от ситуации в иракском Мосуле», — считает министр. Тем не менее, накануне посланник ООН по Сирии Стивен О'Брайен заявил, что продолжающееся наступление на окруженные районы может «превратить Алеппо в огромную могилу».