Спустя почти 30 лет власти вспомнили о Древнем городе Радонеж и об охранной территории вокруг него. Дачникам и жителям деревень Сергиево-Посадского района посыпались предписания о приведении своих участков в изначальное состояние. За три десятилетия там появились сотни домов. Теперь они все оказались вне закона. Почему претензии предъявляют собственникам домов, а районная администрация не выплачивает компенсацию?

Решение о создании зоны охраны памятника культуры Древнего города Радонеж было принято еще в советские времена. В 1986 году Исполнительный комитет Московского областного совета народных депутатов установил охранную зону — более 8 000 гектаров. С тех пор эта территория активно развивалась. Существующие населенные пункты расширялись, появилось много дачных поселков. При этом местные чиновники выдавали все разрешительные документы, в которых отсутствовали обременения, владельцы домов получали свидетельства о собственности. Все эти годы исправно платили налоги. Но спустя почти 30 лет вдруг выяснилось, что строить там ничего нельзя. В охранную зону попали 27 дачных поселков и 10 деревень. Главное управление культурного наследия Московской области стало рассылать предписания привести участки в первоначальный вид. То есть фактически о сносе самостроя. В списке разрушителей культурного наследия оказался дом Сергея Недоводеева в поселке Радонежские просторы. Причем жилье это у него единственное.

Сергей Недоводеев житель поселка Радонежские просторы «Мы — молодая семья. Мы продали недвижимость в Москве, квартиру и купили землю, вложили деньги в компанию «Терем», чтобы она построила нам дом. На момент покупки никаких обременений не было абсолютно. Сейчас предлагают сносить дома за свой счет. Мы попали в такое вот непонятное совершенно положение, которое перед нами поставило государство. Абсолютно ноль эмоций на то, что у нас на руках законный документ. Речи ни разу не шло ни о какой-либо компенсации, ни о том, что виноваты чиновники Сергиево-Посадского и городского поселения Хотьково. Они по сей день спокойно работают, а опять во всем виноваты дачники»

11-ти дачным поселкам суд уже изменил вид разрешенного использования — с дачного строительства на сельхозпроизводство. Значит, строить было нельзя. Только выращивать картошку или капусту — кому что ближе. В такой ситуации оказался владелец дома Алексей Кручинин.

Алексей Кручинин владелец дома «У меня стоит дом, который я в данный момент не могу зарегистрировать, так как на мой участок уже внесены все обременения. Участком можно пользоваться, но строить на нем ничего нельзя. А это уже повлекло то, что кадастровая стоимость, не говоря уже о рыночной, упала, допустим, если взять мой лично участок, она упала в 300 раз. С полутора миллионов до 5 000 рублей. Вне закона получились все строения, которые с 86-го года построены вопреки этим зонам охраны»

Как-то у нас не уважают право собственности. Крайние в этой ситуации — всегда владельцы домов и дач. Если уж так необходим этот город-памятник культурного наследия, надо было бы хоть компенсацию предложить, считает адвокат Артур Айрапетов.

Артур Айрапетов адвокат «Право собственности является достаточно сакральным таким понятием, которое ни в коей мере не должно нарушаться, иначе в данном случае ставится под сомнение все устройство государства. Добросовестный владелец недвижимости, добросовестный владелец земельного участка не может лишаться своего права без каких-либо компенсаций, даже пусть на охраняемой законом территории, если он законно ее приобрел»

Только вот где, даже если это представить, местные власти возьмут столько денег. В охранную зону Древнего города Радонеж попадают около тысячи дач и деревенских домов. Если взять среднюю стоимость постройки не самого дорогого дома, например, 5 млн рублей, то в итоге получится 5 млрд. Местная администрация просто разорится. Чем-то это все напоминает действия «Газпрома», который требует сноса тысяч домов по всей стране. Они тоже попали в охранную зону, только магистральных трубопроводов. И в этом случае тоже никакой компенсации, и тоже все претензии к дачникам. Очень конкретно всю эту ситуацию в интервью Business FM охарактеризовала Светлана Александровна Гусарова. Ее дачу в Подмосковье тоже суд велел снести.

Светлана Гусарова жительница Подмосковья «У меня же на руках государственные бумаги с гербами с печатями, прошедшие все инстанции, может и паспорт теперь наш ничто? Мы недавно похоронили сына, 3 года назад, и мы уже ни за что не держимся. Мы настолько измучены всеми обстоятельствами, но это до такой степени унизительно, понимаете? Будучи на пенсии, дождаться того, что вдруг вот ты ничто и никак, и звать тебя никак, и пошла вон, и еще заплати за это»

На смену «народному достоянию» пришло «культурное наследие». Беречь его, конечно же, надо, но наверно не ценой дела порой всей жизни тысяч людей. Слишком уж дорого им в итоге обходятся и «достояние», и «наследие».