Крупные западные ритейлеры, такие, как шведская IKEA Group и французская Leroy Merlin, вновь увеличивают капиталовложения в России. Как сообщает агентство Bloomberg, обе компании вкладывают миллиарды долларов в строительство новых магазинов и производств.

По данным агентства, IKEA планирует вложить в течение пяти лет около 1,6 млрд долларов США в новые магазины. Leroy Merlin объявила о намерении за два года вложить 2 млрд долларов США и удвоить количество магазинов в России. Фармацевтический гигант Pfizer начал строительство нового завода, а производитель продовольствия Mars расширяет уже имеющиеся предприятия.

«Это правильное время для инвестирования, — приводит агентство слова главы российского представительства IKEA Вальтера Каднара. — Я твердо верю в долгосрочный потенциал российского рынка». Этой осенью Каднар открыл мебельную фабрику под Санкт-Петербургом и приобрел земельный участок под строительство третьего в Ленинградской области торгового центра «Мега».

За два года рецессии в России и обострения конфликта с Западом иностранные инвестиции резко упали. Многие из зарубежных компаний сократили объемы своих операций, а некоторые, например, General Motors, ушли с рынка. Но для тех, кто остался, как считают экономисты Bloomberg, настало время вновь раскрывать кошельки, чтобы побеждать конкурентов.

Падение курса рубля, с одной стороны, заметно уменьшило доходы населения в иностранной валюте, но при этом сильно сократило производственные издержки. По некоторым расчетам, в России они сегодня даже ниже, чем в Китае. «Последние два года были ужасными, — говорит президент московской Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. — Сегодня ситуация меняется по мере стабилизации обменного курса рубля и возвращения российской экономики к росту».

Подтверждением слов Шауффа могут служить данные российской розницы. Розничный товарооборот в стране в прошлом году упал на 10%, а в этом — лишь на 5,3%, при этом IKEA и другие крупные игроки говорят о фактическом увеличении рублевого оборота за последние два года. «Мы видим признаки улучшения», — заявила в сентябре глава PepsiCo Индра Нуйи. Даже после 50-процентного обесценивания рубля в 2014 году Россия остается для компании третьим по важности рынком после США и Мексики. В этом году PepsiCo объявила о планах строительства нового завода по производству детского питания на юге страны.

Leroy Merlin заявляет о пятипроцентном росте продаж товаров нижнего ценового сегмента в рублевом выражении. Даже сильно пострадавший из-за кризиса автопроизводитель Ford Motor сообщает о признаках оживления на рынке автомобильных продаж. Иностранные производители стремятся выиграть на снижении курса рубля, пишет Bloomberg. IKEA ставит задачу увеличения доли товаров, производимых в РФ, до 80% в течение нескольких лет и уже наладила экспорт раскладушек из России в Китай, а льняных штор и деревянной мебели — в Европу.

Данные исследовательской компании IHS Markit показывают повышение в октябре производственного индекса деловой активности Manufacturing PMI до рекордного за последние четыре года уровня 52,4. Неудивительно, что в сентябре, как заявляет российское правительство, на организованную им встречу в Москву прибыло самое большое за десятилетие количество западных инвесторов.

По данным Банка России, прямые иностранные инвестиции в России за девять месяцев нынешнего года выросли до 8,3 млрд долларов США, заметно превзойдя показатель 5,9 млрд, с которым страна завершила прошлый год. Конечно, этот уровень существенно уступает данным времен до украинского кризиса 2014 года, но динамика положительная. Капитальные вложения еще продолжают сокращаться (за десять месяцев они уменьшились на 2,3%), однако правительство ожидает возобновления их робкого роста уже в следующем году на 0,8%.

Положительные ноты в прогнозы экономистов вносят геополитические изменения последнего времени. Избрание на пост президента США Дональда Трампа, который положительно отзывался о российском руководстве и не раз в ходе предвыборной кампании высказывал сомнения в целесообразности политики санкций в отношении России, может многое изменить. «Трамп более открыт к расширению американо-российских отношений, — считает президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко. — Ясно, что здесь открывается большое поле деятельности, и одно это внушает надежды».