Миллионы «испарились» со счетов вкладчиков. Спецрасследование Business FM
Как «худеют» депозиты, какими способами работники банка вводят клиентов в заблуждение, и что делать в подобной ситуации?
Читать на полной версииВ течение 4 лет в начале каждого месяца телеведущая Елена Усанова получала по своему вкладу в Русском Международном Банке проценты. Эти деньги поступали на карточный счет, после чего приходило смс-уведомление. Но в начале октября привычное сообщение не пришло, говорит Елена Усанова:
Елена Усанова вкладчик Русского Международного Банка «Я поехала в банк, чтобы уточнить, что же случилось, и испытала настоящий шок, потому что мой депозит по неизвестным для меня причинам был закрыт. А денег не было — ни копейки! Оказалось, что менеджер банка без моего ведома на протяжении нескольких лет снимал деньги в кассе и переводил их на свои счета».
Когда в банк приехал супруг Елены Усановой, радиоведущий Валерий Ерёменко, оказалось, что с его депозитов тоже пропали деньги.
Валерий Ерёменко вкладчик Русского Международного Банка «Когда я приехал в банк и получил выписку, оказалось, что все мои сбережения с 2008 года исчезли. В выписке было указано, что сотрудник банка снимал деньги наличными в кассе, переводил их на счета в качестве безвозмездной помощи ему. В банке никак не могут это прокомментировать, только говорят, что будут расследовать».
Вот как прокомментировал ситуацию представитель Русского Международного Банка Всеволод Нерознак:
Всеволод Нерознак представитель Русского Международного Банка «Действительно, один из наших сотрудников, теперь уже бывший, не выдержал психологической нагрузки по работе с крупными средствами. Мы об этом открыто сообщили от имени банка еще в середине октября и незамедлительно обратились в правоохранительные органы. Руководство банка лично с каждым из этих клиентов связалось, все клиенты были заверены, что их интересы не пострадают. Председатель правления Русского Международного Банка Булад Субанов провел с этой супружеской парой по меньшей мере три встречи в присутствии их адвоката, и вызвало изумление то обстоятельство, что настойчивые призывы обратиться в правоохранительные органы от их собственного имени они проигнорировали, причем отговорил их от этого адвокат. У супруга Елены Усановой действительно когда-то была сумма, сопоставимая той, что заявляется им для СМИ. Но деньги с этого счета были сняты 2 года назад тем самым злоумышленником, из-за которого возникла вся эта нетривиальная ситуация. Вот только супруг госпожи Усановой выписал на него доверенность по управлению своим счетом и неоднократно ее продлевал, причем даже после снятия этой суммы».
Вплоть до начала октября Валерий Ерёменко ежемесячно получал проценты по своему рублевому и долларовому депозитам, эти поступления сопровождались смс-уведомлениями от банка. Копии выписок по счету, скриншоты уведомлений и договор он предоставил Business FM, а наличие доверенности — опроверг. При этом банк не предоставил ему по запросу никакой копии доверенности. Наличие доверенности не важно, пояснил старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко, так как представитель банка, имея доверенность, должен был действовать в интересах клиента, а не в своих собственных, и за действия такого сотрудника должен отвечать банк
Вкладчики характеризуют провинившегося менеджера как человека, который располагал к себе — презентабельный, собранный, к нему было абсолютное доверие. Он организовывал заезды на суперкарах — VIP-клиенты не только участвовали, но и приводили друзей, которые затем становились клиентами банка. Да и сам менеджер быстро пересел с Audi А8 на Мercedes SLK, а потом на «Майбах» с водителем. Почему это не привлекло внимание службы безопасности? Почему менеджер со счетов клиентов переводил на свои личные счета в качестве безвозмездной материальной помощи десятки миллионов рублей и по этим транзакциям никто не спрашивал дополнительного подтверждения у клиентов банка? На эти вопросы вкладчики пока не получили ответы. Один из пострадавших клиентов после неоднократных встреч с руководством банка, которое поменялось с момента обнаружения пропажи, подал заявление в УВД. Но уголовное дело по этому факту до сих пор не возбудили. Этот клиент попросил не называть его имени:
«В УВД сказали, что в данной ситуации банк первый подал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении этого менеджера. Всего вкладчики написали несколько заявлений в УВД, которые будут приобщены к этому уголовному делу, а пострадавшим будет признан банк. Мы пытались с банком договориться, мы готовы пойти навстречу, сразу не требовать этих денег, но мы должны понимать, что наши деньги вернулись на депозитные счета. Однако никакой реакции от банка не последовало».
VIP-клиенты — слабое звено банковской системы. Подобные случаи встречаются. О негативном опыте ведения бизнеса в сегменте привилегированных клиентов говорит первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:
Судя по финансовым результатам, не похоже, чтобы Русский Международный Банк планировал свернуть свою деятельность, его показатели хоть и ухудшаются, но не драматически, в целом положение стабильно, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:
Тем, кто попал в схожую ситуацию, юристы рекомендуют для начала получить от банка максимум документов о движении денег по счетам. Это копии приходных ордеров о зачислении денег, копии платежных поручений, выписки по счетам. Затем необходимо проанализировать все документы с юристом и написать претензию с требованием вернуть деньги, говорит Алексей Карпенко:
Елена Усанова и Валерий Ерёменко так и сделали: подали жалобу в Центробанк. Там подтвердили, что жалоба есть, но комментарии регулятор пока не дает. В суде в данной ситуации помимо потерянных вкладов можно требовать проценты за пользование чужими деньгами и потребительский штраф в размере 50% от суммы утраченных средств, поскольку банк добровольно не исполнил законное требование потребителя, а также пени, если они предусмотрены соответствующим договором банковского счета или вклада.