Новый год Алексей Улюкаев встретит под домашним арестом
Впервые в российской истории под стражу заключен действующий министр. Главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева не отправили в СИЗО, но поместили под домашний арест по делу о вымогательстве двух млн долларов от представителей «Роснефти»
Читать на полной версииБасманный суд Москвы во вторник поместил под домашний арест министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева. Он обвиняется в получении взятки в размере двух млн долларов от представителей «Роснефти» за положительную оценку ведомства, позволившую госкомпании приобрести 50% акций «Башнефти». Свою вину министр не признал и назвал случившееся «провокацией в отношении государственного чиновника».
На рассмотрение ходатайства следствия главу Минэкономразвития доставили около четырех часов дня. Здесь его уже ждали более полусотни репортеров. В коридоре образовалась давка. Несмотря на то, что для заседания выделили самый большой зал, внутрь смогли попасть далеко не все желающие. Поэтому для оставшихся в коридоре организовали телетрансляцию.
Одетого в темно-серый костюм и белую рубашку c галстуком чиновника не стали заводить в клетку. Расположившись рядом со своими адвокатами, 60-летний министр сообщил, что имеет на иждивении двух детей: 11-летнюю дочь и шестилетнего сына. Он рассказал, что страдает рядом заболеваний. Из тех, что смог вспомнить, назвал атеросклероз, гипертоническую болезнь, и «некоторые заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой».
С ходатайством о его домашнем аресте в суд обратился следователь по особо важным делам при председателе СК Роман Нестеров. Возглавивший следственную группу сыщик отметил, что чиновника взяли с поличным. «Предметом взятки являлись денежные средства, два млн долларов, что по действующему курсу составило более 130 млн рублей», — сказал он.
Нестеров напомнил, что Улюкаева задержали в два часа ночи. Во вторник днем ему предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, деньги он вымогал у представителей «Роснефти» за положительную оценку Минэкономразвития, позволившую компании купить 50% госпакета акций компании «Башнефть».
30 октября 2014 года Арбитражный суд Москвы признал незаконной сделку по продаже 71% акций нефтяной компании «Башнефть» и обязал АФК «Система» и ее дочернюю компанию ЗАО «Система-Инвест» вернуть акции в собственность государства. Суд констатировал, что приватизация акций БашТЭКа была проведена незаконно, без разрешения федеральных властей. 10 октября премьер Дмитрий Медведев подписал сделку о купле-продаже 50% акций «Башнефти». Ее купила «Роснефть» за 5,3 млрд долларов. До этого ходили споры о том, имеет ли право «Роснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству (69% владеет «Роснефтегаз»), участвовать в приватизации госкомпании.
Следователь отметил, что мзду чиновник получил «за совершение должностным лицом действий, входивших в его полномочия». При задержании «при нем были обнаружены явные признаки преступления». «Кроме того, очевидцы указали на него как на лицо, совершившее преступление», — привел доводы в пользу ареста представитель СК.
Он добавил, что Улюкаев вину не признал, а от дачи показаний отказался. Однако следствие считает, что его вина подтверждается собранными по делу доказательствами: показаниями свидетелей, результатами оперативно-разыскных действий и иными доказательствами».
Представитель СК убеждал суд, что на свободе министра оставлять нельзя: в противном случае он скроется или помешает расследованию, воспользовавшись авторитетом высокой должности.
Просьбу о домашнем аресте следователь обосновал наличием у чиновника загранпаспорта, а также тем, что еще 2 ноября в Минэкономразвития был издан приказ о служебной командировке главы ведомства в Перу и на Кубу с 15 по 21 ноября.
Он добавил, что защита представила в суд медицинские документы о том, что Улюкаев «нуждается в лечении и госпитализации». Однако, по мнению следователя, это не так — в противном случае, чиновник не перенес бы длительный перелет на другой континент. «Состояние здоровья позволяет ему находиться под домашним арестом», — заключил Нестеров, добавив, что необходимое лечение министру могут оказать и дома. Его поддержала представитель прокуратуры.
Сам Улюкаев просил оставить его на воле и, если это возможно, отпустить под подписку о невыезде. Он пояснил, что не отказывался от дачи показаний, а всего лишь по совету адвокатов не стал их давать на данном этапе следствия. «Я не отказался, а воздержался от показаний. Развернутые пояснения дам позже», — сообщил он.
Ранее его адвокат Тимофей Гриднев заявил Business FM, что его клиент решил не давать показания «до тех пор, пока не будет конкретизировано обвинение и не будут представлены доказательства следствия».
Улюкаев заверил, что «настроен максимально сотрудничать со следствием». «У меня престарелые родители 84 и 85 лет. Если можно избрать более мягкую меру пресечения, например, подписку о невыезде, это будет способствовать целям и задачам следствия», — попросил чиновник.
Относительно необходимости лечения он пояснил, что приказ о его командировке был подписан 2 ноября, а данные о необходимости лечь в больницу появились только накануне, 14 ноября.
Защищающие министра адвокаты Тимофей Гриднев и Лариса Каштанова говорили о том, что домашний арест министра может «дестабилизировать» работу вверенного ему ведомства. «Если Улюкаев останется на свободе, это, напротив, будет способствовать интересам государства», — убеждал суд Гриднев.
Адвокат обратил внимание суда на то, что вина его клиента еще не доказана. «Мы лишь в начале большого и тяжелого пути — доказывания выдвинутого обвинения», — сказал он. Гриднев подчеркнул, что, ознакомившись с представленными следствием документами, защитники не только «не нашли доказательств получения Улюкаевым взятки, но, наоборот, увидели массу противоречий».
«Я не думаю, данные о командировке министра на Кубу и в Перу не свидетельствует о том, то он может скрыться и там остаться», — сказал юрист. Он был уверен: сама высокая должность министра может свидетельствовать не о недоверии к нему, а наоборот, о большом доверии государства.
Защитник выразил готовность в любой момент сдать загранпаспорт клиента и просил ходатайство следствия отклонить. В случае же, если суд на это не пойдет, он попросил разрешить его подзащитному ежедневные четырехчасовые прогулки — по два часа утром и два часа вечером.
Однако, пробыв в совещательной комнате около часа, судья Артур Карпов ходатайство следователя удовлетворил. Он поместил Алексея Улюкаева под домашний арест в его квартире на Минской улице в Москве. По решению суда, ему запрещено покидать и менять место жительства без разрешения следователя, общаться с кем бы то ни было кроме адвокатов и близких родственников, пользоваться телефоном и Интернетом, а также отправлять и получать корреспонденцию. Прибегнуть к средствам связи он сможет лишь для вызова скорой помощи и экстренных служб. В ежедневных четырехчасовых прогулках было отказано.
Будет ли обжаловано решение суда защитой, пока не ясно. По закону на это дается трое суток. По словам Тимофея Гриднева, окончательное решение защитники примут после консультаций со своим клиентом. Ранее юрист заявил Business FM о том, что его подзащитный считает случившееся накануне в офисе «Роснефти» «провокацией в отношении государственного чиновника». «Она заключалась в том, что ему дали деньги», — пояснил после заседания защитник, не уточнив, где был задержан его клиент, и где именно он получил деньги.
По данным источника Business FM, задержан чиновник был 14 ноября вечером именно в офисе «Роснефти». Чтобы запротоколировать изъятые деньги, которые якобы предназначались ему, оперативникам потребовался не один час. Именно этим и объясняется то, что протокол задержания министра был датирован двумя часами ночи 15 ноября.
Адвокат предположил, что, скорее всего, апелляция будет подана. «Скорее всего, мы все же будем настаивать на подписке о невыезде», — сказал адвокат. Он добавил, что для Улюкаева «дело чести восстановить доброе имя».
Стоит отметить, что, несмотря на то, что условия содержания в СИЗО и под домашним арестом нельзя считать равнозначными, по закону, один день нахождения под домашним арестом приравнивается к одному дню в изоляторе. Именно это позволило бывшей военной чиновнице Евгении Васильевой отбыть половину назначенного ей срока в пять лет в ходе следствия и судебного процесса. Одним из ее защитников тогда также был Тимофей Гриднев.
После окончани слушания стало известно, что президент Владимир Путин отправил Алексея Улюкаева в отставку с поста министра с формулировкой «в связи с утратой доверия».