НАТО беспокоится из-за Трампа
Одним из первых поздравивших Дональда Трампа с избранием стал генсек НАТО Йенс Столтенберг. При этом в своем поздравлении он не избежал напоминания: «Гарантии безопасности НАТО являются обязательством, налагаемым договором»
Читать на полной версииМинистр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен призвала Дональда Трампа к жестким мерам в отношении России. Схожие заявления по поводу новоизбранного президента и американской политики по отношению к НАТО делают и другие политики, в первую очередь, европейские.
Стоит заметить, что во время американской предвыборной кампании генсек НАТО Йенс Столтенберг подвергал Трампа критике. Что и понятно. Трамп уже давно называл НАТО «устаревшей» организацией. А бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич, которого называют основным претендентом на должность госсекретаря США, вызвал бурю комментариев после того как заявил, что вряд ли бы он стал рисковать становиться на грань ядерной войны, например, из-за Эстонии — места, «расположенного в пригороде Петербурга».
Фактически, речь идет о пересмотре пятой статьи атлантической хартии. А это означало бы ликвидацию НАТО как института. Вряд ли это произойдет, считает главный редактор Carnegie.Ru Александр Баунов.
Главная претензия американцев, действительно, денежная. Штаты тратят на военный бюджет от 3% до 4% своего ВВП — гораздо больше, чем другие члены альянса. Впрочем, критики оппозиции США справедливо замечают, что далеко не все эти деньги идут на финансирование НАТО.
При этом правила альянса рекомендуют расходование не меньше 2% ВВП. Но соблюдают рекомендацию лишь Великобритания, Греция, Эстония и Польша. Что будет, если США, действительно, начнут строить отношения с альянсом по-новому. В частности, уменьшат финансирование? Или это все предвыборные заявления, и все останется по-прежнему? Говорит военный эксперт Александр Гольц.
В среду глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал перспективу создания европейской армии неизбежностью. Так как, так или иначе, в долгосрочной перспективе США, по его мнению, откажутся от обеспечения безопасности Европы. Впрочем, он, как и другие европейские политики, делает такие заявления не впервые. Можно напомнить, что о создании «совместной европейской военной силы» в ЕС канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила еще в сентябре 2006 года после саммита в Братиславе. Но инициативе тогда воспротивилась Великобритания. Теперь же, после референдума по «Брекзиту», к ее мнению будут прислушиваться куда меньше. Да и ситуация сейчас совсем другая. Другое дело, что реальные политические шаги в этом направлении Германия с Францией смогут предпринять после выборов следующего года, парламентских в Германии и президентских во Франции.
Вне зависимости от словесных заявлений то, какую позицию в отношении НАТО выбрал Трамп, станет ясно уже в начале 2017 года. Проверкой станет то, станет ли он пересматривать объявленное администрацией Барака Обамы развертывание в Восточной Европе тяжелой пехотной бригады.