Алексей Володин, ВТБ Страхование: бизнес не отказывается от страхования ради экономии
Завершается 2016 год, который по всем прогнозам должен был быть очень непростым для страхового рынка. Насколько оправдались те прогнозы? Какие тенденции в сегменте корпоративного страхования в этом году вы можете выделить?
Читать на полной версииУходящий 2016 год был достаточно сложным как для экономики в целом, так и для страхового рынка в частности. Пока не видно решения очевидных проблем в сегменте автострахования (и в первую очередь в ОСАГО), особенно в части проблемных регионов, где убыточность уходит далеко за 100%. На протяжении и всего 2016 года мы наблюдали, как с рынка страхования уходит все больше игроков. Если на конец 2014 года на рынке работала 411 страховая компания, по итогам 2015 года — 327, а к концу первого полугодия 2016 года — уже 286. На фоне снижения количества участников рынка продолжается и его консолидация вокруг ведущих игроков.
Тем не менее уже в 2016 году мы увидели новую тенденцию — пусть пока небольшой, но все же рост как всего страхового рынка, так и сегмента корпоративного страхования. По итогам 2015 года, прирост составил всего 3,6%, а по итогам первого полугодия 2016 года — уже 14%, то есть никто не отказывается от страхования ради экономии, особенно в сегменте добровольного страхования имущества юридических лиц. Так что есть все основания полагать, что 2016 год также закончится со знаком «плюс», причем в двузначном выражении, и вполне вероятно, что показатели по прибыли ведущих страховщиков будут не хуже, а возможно, и лучше, чем в 2015 году.
Мы продолжаем ориентацию на самые рентабельные виды бизнеса. Всего за девять месяцев мы практически достигли результата всего прошлого года. Основными драйверами роста страхового портфеля стали страхование имущества физических лиц, страхование от несчастных случаев, где мы сохраняем уверенное лидерство. Прирастает сегмент страхования корпоративных рисков. В 2016 году хорошо развивалось страхование имущества юридических лиц: сборы по этому виду бизнеса выросли на 49% относительно аналогичного периода прошлого года. И мы остаемся лидером рынка по страхованию финансовых рисков.
Пока не все крупные компании заключают договор страхования имущества для своих активов, в среднем и малом бизнесе другая мотивация, и степень проникновения еще меньше. Если крупные компании понимают механизмы работы страховой защиты, то для мелкого и среднего бизнеса договор страхования воспринимается, скорее, как одно из условий для получения лизинга или кредита, а не защита активов компании. Также рынок страхования имущества растет за счет инфраструктурного строительства, ряда новых объектов и достаточно сильной инерции.