Китай получит настоящий «калашников»
Китай намерен получить легальную российскую лицензию на производство автомата Калашникова, сообщили сегодня официальные представители «Рособоронэкспорта». После этого он станет второй после Венесуэлы страной, законно делающей российские автоматы
Читать на полной версииКитай собирается производить автомат Калашникова по лицензии. Национальный патент Китая на производство данного вида оружия уже получен ФГУП «Рособоронэкспорт». Об этом сообщил гендиректор ведомства Анатолий Исайкин.
Глава «Рособоронэкспорта» уточнил, что сейчас документ передан в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) для подготовки соответствующего межправительственного соглашения.
Вообще же производить автомат Калашникова по лицензии планируют несколько иностранных государств. «Несколько стран прорабатывают такую возможность, и думаю, в ближайшее время мы сможем договориться», — сказал Анатолий Исайкин.
В свою очередь, генеральный директор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения» (ЦНИИТочмаш) Владимир Иванов пояснил, что из более чем полутора десятка стран, производящих в настоящее время автоматы Калашникова, только у Венесуэлы имеется лицензия на производство данного оружия. Остальные страны, в частности Китай, Египет, Румыния и Болгария, производят автоматы Калашникова незаконно или по просроченным лицензиям.
Напомним, после подписания контрактов России с Венесуэлой на поставку 100 тысяч автоматов АК-103 в 2005 году и их поставки в 2006, президент Венесуэлы Уго Чавес начал переговоры о налаживании в стране лицензионного производства АК-103 по причине «угрозы американского военного вторжения».
В результате «Рособоронэкспорт» и концерн «Ижмаш», являющийся владельцем технологии по выпуску данного вида оружия, в рамках контракта на перевооружение армии Венесуэлы автоматами Калашникова получили заказ на организацию в этой стране лицензионного производства автоматов АК-103. В октябре прошлого года отправил в Венесуэлу первую партию оборудования.
Контракт с Венесуэлой также предполагает обучение местных специалистов. Сотрудничество разделено на три этапа. Завершение всех работ планируется в 2010 году. Таким образом, Венесуэла получила так называемую «глубокую» лицензию, предполагающую полный технологический цикл производства
В апреле прошлого года директор по внешнеэкономической деятельности «Рособоронэкспорта» Александр Заварзин сообщил, что переговоры на предмет лицензионного выпуска автомата ведутся еще с рядом стран. «Таких стран три-четыре, но я не хотел бы их сейчас называть. Могу лишь заметить, что находятся эти страны в различных регионах мира», — уточнил тогда Заварзин.
Лицензии принесут хоть какие-то деньги
Эксперты отмечают, что заключение лицензионного соглашения с очередной страной — шанс России получить хоть какие-то деньги за производство автоматов. По мнению вице-президента коллегии военных экспертов Александра Владимирова, для того, чтобы заниматься лицензированием, Россия должна сначала запатентовать изобретение в своей стране, сделать его международным, и лишь после этого появится правовое основание обращаться к мировому сообществу. Пока же государство не занимается этой проблемой на должном уровне.
«Вообще политика СССР относительно прав собственности на свое оружие является уникально преступной. Когда мы распространяли автомат Калашников по всему миру, дарили его сотнями тысяч, строили заводы на территории других государств, как в случае с Венесуэлой, вопрос о лицензионном производстве автомата никогда не стоял. Именно поэтому чешские, китайские и другие варианты образцов автомата Калашникова получили такое широкое распространение. В то же время качество этих копий оставляет желать лучшего, в то время как автоматы советского производства является образцом для всего мира», — говорит эксперт.
Александр Владимиров отмечает, что у России пока нет рычагов давления на Китай. «Поэтому никаких условий мы выставить не можем. Кроме того, давление со стороны России плохо отразится на нашей китайской дружбе», — подчеркивает Владимиров.
Независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр также говорит о том, что в советское время технология производства автоматов Калашникова передавалась, в основном бесплатно. «Теперь мы утверждаем, что срок этих лицензий истек и надо их обновить. Но производство в других странах по-прежнему существует, и остановить его у России нет никаких возможностей, поэтому лучше получить некоторые компенсации, заключив лицензионное соглашение. Насколько я понимаю, деньги не такие уж большие. Что касается остальных стран, то ни Китай, являющийся основным производителем автомата Калашникова в мире, ни другие страны не собираются прекращать производство. Пока есть спрос, будет и выпуск оружия».
АК и его модификации являются самым распространённым стрелковым оружием в мире. По различным оценкам, всего в мире произведено более 100 млн автоматов Калашникова, однако свыше половины этого количества составляют нелицензионное оружие.