Сложная система американских выборов. Комментарий Георгия Бовта
Систему американских президентских выборов со стороны понять непросто. Она не кажется демократической. Хотя бы потому, что президента выбирают не прямым всенародным голосованием. Так было задумано изначально отцами-основателями США
Читать на полной версииИзбиратели выбирают выборщиков от своего штата. Чаще всего это функционеры той или иной партии. И уже те на 41-й день после голосования в первый вторник после первого понедельника ноября проголосуют отдельно за президента и вице-президента. Число выборщиков от каждого штата разное и равно числу выбираемых от него законодателей в обе палаты Конгресса. Плюс три представителя от Федерального округа Колумбия. Итого 538.
Институт выборщиков был задуман как предохранитель. Если вдруг большинство выберет какого-нибудь опасного популиста или радикала, то в самом крайнем случае выборщики его «отбракуют». Избранного президента еще 6 января на совместной сессии обеих палат утверждает Конгресс. Если бы президента выбирали простым большинством, все решали бы несколько многонаселенных штатов. А так кандидаты вынуждены апеллировать к разным регионам и категориям избирателей.
В 48 штатах голоса выборщиков распределяются в пользу победителя по принципу «победитель получает все». В Мэне и Небраске делегация выборщиков может расколоться в зависимости от голосования по округам. В 21 штате нет законов, обязывающих выборщиков голосовать за победителя. Там, теоретически, они могут голосовать за другого кандидата или не голосовать. Однако это тот случай, когда традиция сильнее закона. На 22 президентских выборах в истории США лишь 179 раз такие «недобросовестные выборщики» голосовали против воли избирателей. Судьбоносной такая «измена» была лишь в 1876 году, когда победивший на выборах демократ Сэмюэль Тилден «сдал» победу и выборщиков республиканцу Резерфорду Хейсу в обмен на прекращение политики Реконструкции Юга.
В редчайшей ситуации, когда ни один из кандидатов не получает хотя бы 270 выборщиков, президента избирает Палата представителей. Голосуют по принципу «один штат — один голос». Случись такое теперь, победил бы Трамп. Так были избраны три президента США. Все в ХIХ веке.
Избирательное законодательство США на федеральном уровне имеется лишь в самых общих чертах. В процедурах голосования и подсчета голосов страна предстает во всем разнообразии как федерация, напоминающая конфедерацию. Единого общенационального списка избирателей нет. Единого бюллетеня тоже нет. Машины для голосования разные, разные способы проставления отметок за кандидата. Досрочное голосование разрешено в 37 штатах, чаще всего просто по желанию избирателя. В этом году досрочно проголосует беспрецедентно много — более 40 миллионов. У нас такие цифры досрочного голосования считались бы признаком фальсификаций. Однако даже те, кто говорят о возможности фальсификации в США, не грешат на него как на распространенный способ подтасовок.
Избиратель должен заранее зарегистрироваться на участке по месту жительства. Если его нет в списках, можно проголосовать по «временному бюллетеню». Потом проверят, имел ли он на это право и не голосовал ли в разных местах. Если уличат — могут посадить. В ХIХ- начале ХХ века для фальсификаций массово использовали иммигрантов. Трамп и сегодня обвиняет демократов в том, что они это практикуют. Встречаются случаи, когда годами голосуют умершие люди. Однако все это скорее исключения, чем массовое правило. Шанс попасть под уголовное дело велик, сотрудники избирательных участков, где много волонтеров, не являют собой единую послушную массу, которой может дать приказ, условно, губернатор. Партии нанимают толпы наблюдателей на каждый из более чем 100 тысяч участков. Чаще всего так называемые «манипуляции» со стороны партий сводятся к тому, чтобы побудить зарегистрироваться для голосования большему числу «своих избирателей». К примеру, для демократов это нацменьшинства и малоимущие.
В момент голосования закон сейчас требует предъявить удостоверение личности лишь в 32 штатах. Примерно в половине достаточно ID без фото. Если документов нет, варианты везде разные. Но везде можно проголосовать по «временному бюллетеню», а потом уже вас проверят. Можно принести ID потом, написать расписку (под правовую ответственность), либо вас опознают два члена избирательной комиссии, либо сверят вашу подпись с той, что есть на карточке регистрации избирателя.
Штаты имеют 35 дней на утверждение результатов голосования. Законы округа Колумбия и еще 20 штатов предусматривают автоматический пересчет голосов, если разрыв между кандидатами не более 0,5%. Также пересчета может потребовать при малом разрыве проигравший кандидат — в 43 штатах, партии — в пяти, в 17 это могут сделать еще и избиратели. Если за 35 дней какой-то штат не успевает утвердить результаты и, стало быть, полномочия своих выборщиков, то победителя там назовет Конгресс.
Таким образом, с точки зрения стабильности американской демократии выгоднее, чтобы: а) победитель определялся сразу ввиду заметного отрыва по голосам выборщиков, даже если он при этом получает меньше голосов по стране в целом; б) чтобы ни в одном решающем штате не доходило до утомительного пересчета голосов; в) чтобы проигравший признал поражение. На нынешних выборах, судя по всему, проблемы могут быть, по крайней мере, с последним пунктом