В деле Bank of New York поставлена точка ценой 14 млн
Сегодня официальный представитель Федеральной таможенной службы на заседании Арбитражного суда Москвы попросил судей «принять отказ от иска и прекратить производство по делу». Таким образом, тяжба о 22,5 млрд долларов завершена
Читать на полной версииВ громком деле об отмывании денег сегодня фактически поставлена точка. Федеральная таможенная служба (ФТС) России отказывается от иска к Bank of New York Mellon (BNY Mellon) о взыскании 22,5 млрд долларов. В полном соответствии с предварительными договоренностям, о которых уже сообщал BFM.ru, банк выплатит ФТС 14 млн долларов компенсации судебных издержек, а также выдаст кредит в размере 4 млрд долларов на льготных условиях. Это подтверждается совместным заявлением банка и ФТС.
В исполнение этих договоренностей адвокат ФТС Максим Смаль сегодня на заседании Арбитражного суда Москвы попросил «принять отказ от иска и прекратить производство по делу». Ожидается, что в ближайшее время ФТС подпишет с банком мировое соглашение, что уже пообещал руководитель службы Андрей Бельянинов.
Напомним, что фактически стороны договорились об урегулировании «дело BNY» уже к сентябрю, о чем сообщил министр финансов России Алексей Кудрин, выступая в Госдуме. Он заявил, что Федеральная таможенная служба России и Bank of New York пошли на мировую.
Тогда же министр рассказал, что ФТС отзовет иск к банку, а BoNY оплатит судебные издержки в размере 14 млн долларов и выдаст льготный кредит. Алексей Кудрин также подчеркнул, что речь не идет о признании банком обвинений. Обращает на себя тот факт, что накануне заявления, банк выступил с инициативой предоставить России кредит в размере 4 млрд долларов. Разумеется, министр финансов уверен в том, что эти события никак не связаны, и кредит BoNY — в чистом виде «акт доброй воли» банка.
Как известно, ФТС подала иск к BoNY в Арбитражный суд Москвы в 2007 году. По данным ФТС, в 1996-1999 годах через американский банк российские Фламинго-банк и Депозитарно-клиринговый банк переводили средства на счета трех компаний в США, уходя таким образом от налогов. Ущерб ФТС оценила в 22,5 млрд долларов, которые и хотела получить от банка.
Сам процесс был инициирован по аналогии с американским «делом BoNY», когда правительство США пыталось доказать в суде факты легализации банком незаконно полученных средств. Несмотря на то, что сделать это не удалось, BoNY оплатил правительству США издержки по процессу из-за ошибок своих сотрудников в размере все тех же 14 млн долларов. При этом ФТС подавала иск в российский арбитраж, используя материалы американского процесса.
Американской же истории уже больше десяти лет. В августе 1998 года Федеральное бюро расследований начало расследование операций по отмыванию денег через BoNY. Первоначально ФБР сосредоточилось на прохождении через банк выкупа в размере 300 тысяч долларов за освобождение гражданина России Эдуарда Олевинского, похищенного в июне того же года.
Через год, 19 августа 1999 года, издания Newsweek и New York Times со ссылкой на анонимные источники в ФБР сообщили о том, что русская мафия отмыла в Bank of New York 10 млрд долларов. Отмечалось также, что счета, через которые проходило отмывание, были зарегистрированы на одну компанию — Benex Worldwide Ltd, основателем которой, по данным спецслужб, был лидер солнцевской преступной группировки Семен Могилевич (ныне находящийся под судом по делу «Арбат Престижа»).
Компанией Benex управлял российский эмигрант Питер Берлин. Его жена, Люси Эдвардс, занимала должность вице-президенте Bank of New York по Восточной Европе. В октябре 1999 года супругам были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов на сумму 1,8 млн долларов, и двумя годами позже они признали себя виновными в осуществлении банковских операций без надлежащих лицензий и содействии незаконным операциям по отмыванию денег, а также согласились сотрудничать со следствием. Последнее обстоятельство позволило им остаться на свободе.
В 1999 году другое американское издание — USA Today предположило, что на счетах банка оказалась часть кредитов, которые России предоставлял Международный валютный фонд. Как бы то ни было, в 2000 году следствие установило, что большая часть денег, прошедших через Bank of New York, представляла собой сокрытые от российских налоговых и таможенных органов деньги российских импортеров.
Все это привело к тому, что в 2000 году Россия попала в черный список стран, не ведущих борьбу с отмыванием денег, однако двумя годами позже международная организация по борьбе с отмыванием капиталов FATF исключила Россию из списка. В этом же году был вынесен приговор по «делу Bank of New York», представлявший собой очевидное фиаско обвинения: сотрудница банка Светлана Кудрявцева была приговорена к двухнедельному тюремному заключению и пяти с половиной месяцам домашнего ареста.