Куда приведет Молдавию победа пророссийского кандидата
Игорь Додон едва не победил в первом туре, однако голосов ему все-таки не хватило. Страну ждет второй тур. Как избрание того или иного кандидата повлияет на отношения страны с Россией и Западом?
Читать на полной версииПророссийский кандидат в президенты Молдавии чуть-чуть не дотянул до победы в первом туре. По итогам подсчета практически всех бюллетеней социалист Игорь Додон набрал почти 49% голосов, а лидер оппозиционной проевропейской партии «Действие и солидарность» Майя Санду — порядка 38%. Теперь Молдавию ждет второй тур выборов, запланированный на 13 ноября.
Business FM узнала у жителей страны, за кого и почему они голосуют. Житель Молдавии Богдан твердо поддерживает пророссийского кандидата.
Богдан житель Молдавии «Я поддержал Партию социалистов Республики Молдова, потому что эта партия за независимость Молдовы, за нейтралитет, то есть против НАТО, за евразийскую интеграцию, за дружественные отношения с Россией, за православие. У этой партии мощнейшая социал-экономическая программа. У оппонентов этого просто нет. Они приходят просто с атаками на личность: вот придет Дадон — придет Путин, будет Донбасс, будет война, бойня».
Житель Молдавии Вячеслав не видит принципиальных различий между Додоном и Санду.
Вячеслав житель Молдавии «В первом туре ни за кого не голосовал, а остался дома, потому что знал, что в любом случае будет второй тур. А во втором туре нужно еще подумать. Это просто конъюнктурщики, которые в первую очередь защищают свои интересы. Один — профессиональный русский, вторая — профессиональная европейка. Давайте будем с вами честными и откровенными: программа кандидата в президенты абсолютно ничего не значит как для Додона, так и для Майи Санду. Додон в свое время был проевропейским, не видел возможности вступления Молдовы в Таможенный союз, потом он ее увидел. В свое время он очень ратовал за европейскую интеграцию и за европейский вектор развития Молдовы. Сейчас свое мнение поменял. Майя Санду в свое время тоже меняла свою позицию».
Каковы шансы Додона и Санду в двусторонней гонке, как избрание того или иного кандидата отразится на отношениях Кишинева с Москвой и Западом? Комментирует директор молдавского Института эффективной политики Виталий Андриевский:
Виталий Андриевский директор молдавского Института эффективной политики «Соотношение, на мой взгляд, таково: 60% на 40% в пользу Додона. Единственный шанс Санду на победу — мобилизация электората, но это сделать очень сложно, потому что Додон в последние дни снял несколько тезисов, которые могли возбудить значительную часть общества против него. Он перестал артикулировать вопросы о том, что он будет денонсировать соглашения с Европейским союзом, в первую очередь, что он будет бороться за федерализацию Молдовы. Нет мобилизационной темы у Санду. На самом деле, ничего кардинально в молдавско-российских отношениях не изменится. И вообще в Молдове ничего кардинально не изменится в случае победы одного или другого кандидата. Потому что, первое, Молдова твердо взяла курс на европейскую интеграцию. Второе — этот курс поддержит наиболее пассионарная часть общества, и любой кандидат, в данном случае, я имею в виду Додона, если он попытается остановить этот процесс, или повернуть в другую сторону, его ждет судьба экс-президента Украины Януковича. То есть Додон будет пытаться улучшить отношения с Россией, но одновременно сделает все возможное, чтобы не поссориться с Западом.
Вектор кампании Додона во многом направлен на восстановление экономических связей с Россией. Санду больше акцентирует внимание на продолжении европейского курса Молдовии с сохранением прагматичных отношений с Россией и борьбе с главной проблемой страны — коррупцией.
Аркадий Барбарошие директор Кишиневского института общественных политик «Большая проблема сейчас для республики Молдова — это высокий уровень коррупции и захваченное государство, как мы говорим. Институты государства контролируются одним человеком, который формально не имеет никаких функций государственных — так называемый координатор большинства господин Влад Плахотнюк. Да, он не очень критиковал этот феномен захваченного государства, и поэтому аналитики не ожидают от него решительных действий по искоренению коррупции. Майя Санду прямо назвала вещи своими именами. Если она будет президентом, то она поведет жесткую борьбу с господином Плахотнюком, чтобы уменьшить уровень его влияния на институты государства. Конечно, у нее не очень много инструментом, но в этом смысле Санду собирается апеллировать даже не в парламент, я надеюсь, напрямую с народом».
Молдавия впервые напрямую выбирает президента с середины 90-х годов. Последние 20 лет президента избирал парламент, однако в марте нынешнего года конституционный суд страны постановил вернуться к всенародным президентским выборам. Такое решение стало ответом правящей коалиции на массовые антиправительственные протесты и громкие коррупционные скандалы в высших эшелонах власти. Игорь Додон тогда был одним из самых заметных лидеров протеста.