Импорт алкоголя, едва начав восстанавливаться в первом полугодии, в третьем квартале фактически рухнул, пишет «Коммерсантъ». Так, поставки виски упали на 40%, рома — на 60%, столовых вин — на 25%, игристых — на 13%. Импортеров подвел дефицит акцизных марок нового образца, с которым многие поставщики иностранного алкоголя столкнулись в середине этого лета.

Светлана Арсенашвили директор по развитию компании «Винтаж-М», поставляющей в Россию элитный алкоголь «Запас старых акцизных марок закончился к началу лета, их перестали печатать, а новые должны были уже выдавать в начале лета, но задержали фактически до начала осени. Вот в этот трехмесячный перерыв заказанный товар просто не мог быть ввезен легально в Россию, и привел к тому, что упали цифры в обороте импортного алкоголя. Это основная причина. Второй фактор — это экономический кризис. Покупатели готовы были платить за вино 1000 рублей, вино подорожало, но покупатели не готовы платить больше 1000 рублей. В три раза упал спрос на виски, на коньяк спрос упал в пять раз, поэтому закупка этого товара сейчас приостанавливается. Потребление рома упало не только в России, но и во всем мире. Видимо, как-то прошла мода на мохито и на тусовки в ночных клубах. Если два года назад ром был очень доступным напитком, бутылка стоила 600 рублей, то сейчас от 1000 рублей и выше. Это уже совсем другая ценовая категория для российских потребителей, у которых доходы не выросли, а зачастую даже упали. Впрочем, впереди новогодние праздники, поэтому я думаю, что четвертый квартал покажет резкий рост импорта на перечисленные виды товара».

Дефицита продукции не было. Более того, во втором квартале завезли продукции больше, чем требовалось для продажи.

Виноваты не новые акцизные марки, а спад покупательной способности россиян, прокомментировал ситуацию директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз:

Вадим Дробиз директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Я не склонен связывать это с дефицитом марок. В прошлом году импорт крепкого алкоголя и винодельческой продукции упал примерно на 30%, к 2014 году это вполне объективно. Связано это с девальвацией рубля, сокращением потребления импортного алкоголя. Например, соотношение вина на рынке на сегодняшний день: 75% — это российская продукция, и 25% — это бутилированная западная продукция. Объем потребления крепкого западного алкоголя тоже объективен, дело в том, что из этого сектора ушли все случайные потребители, те, кто мог себе иногда, изредка позволить эту продукцию, остались только постоянные потребители, для которых эта продукция производится и на кого она рассчитана. Этот скачок вниз по импорту не вызовет никаких последствий, никакого дефицита ни в секторе импорта, ни в секторе потребления розничных продаж, дистрибьюции, ни в магазинах, нигде абсолютно ничего, все совершенно спокойно, как и было. Поэтому не предвидится ни роста цен, ни волнений, которые с этим могут быть сопряжены, тем более Новый год на носу, все нормально».

В прошлом году правительство уже продлевало сроки продажи алкоголя с марками старого образца. Срок был обозначен до 1 сентября текущего года. 30 августа российский премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, продлив по предложению Минфина срок действия акцизных марок на алкоголь старого образца до 1 сентября 2017 года.