Минские соглашения как повод для обсуждения Сирии
Сначала лидеры «нормандской четверки» обговорили происходящее на Украине, а затем Путин, Меркель и Олланд вернулись к теме сирийской проблемы. Можно ли говорить, что переговоры прошли лучше, чем ожидалось?
Читать на полной версииПервый в этом году саммит лидеров «нормандской четверки» закончился в Берлине минувшей ночью. Переговоры продолжались пять часов, и, как сообщила по их завершении канцлер Германии Ангела Меркель, не принесли чуда, но прогресс есть, и заключается он в создании «дорожной карты» по урегулированию в Донбассе. Содержания у нее пока нет, над этим документом еще предстоит тщательно поработать министрам иностранных дел, и этот процесс, по оценке Меркель, будет весьма непрост.
Неясным остался давно обсуждаемый вопрос о возможности введения в Донбасс вооруженной миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Президент Украины Петр Порошенко на пресс-конференции преподнес это как вопрос решенный. Однако канцлер ФРГ была более осторожной в высказываниях на эту тему, отметив, что говорилось о необходимости доступа наблюдателей ОБСЕ ко всем регионам вплоть до границы. Также она сказала, что обсуждался вопрос выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей, но «сейчас это не является насущным вопросом». По мнению Меркель, закон об особом статусе Донбасса должен быть реализован в рамках «дорожной карты», которой пока нет.
Со своей стороны российский президент подчеркнул, что все участники переговоров в Берлине согласились с тем, что урегулировать ситуацию нужно на основе минских соглашений. Путин также отметил, что готов расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и пунктах хранения тяжелой техники:
На переговорах в «нормандском формате» присутствовал находящийся под санкциями советник президента Владислав Сурков. Как позже пояснил спикер правительства Германии Штеффен Зайберт, в отношении российского политика поступил запрос о предоставлении исключения, который был удовлетворен.
После саммита в «нормандском формате» началась встреча Путина, Меркель и президента Франции Олланда, посвященная Сирии. На ней, судя по всему, стороны особое внимание уделили ситуации вокруг Алеппо. Российский президент заявил, что Москва готова продлить паузу в нанесении авиаударов «насколько это будет возможно». Лидеры Франции и Германии высказывались довольно жестко. «То, что происходит в Алеппо — настоящее военное преступление, — заявил Франсуа Олланд, — перемирие в несколько часов не имеет смысла», — полагает он. В свою очередь, Меркель заявила, что нет возможности разделить террористов и мирное население, когда проводятся бомбардировки.
Переговоры прошли лучше, чем ожидалось, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Итоги встречи в Берлине в эфире Business FM прокомментировал профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков.
Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси «Во-первых, они подтвердили, что будут продолжать работать на основе минского соглашения, это немаловажно. Порошенко хочет, чтобы была модель «стулья утром — деньги вечером», то есть сначала демилитаризация Донбасса, возможность ввести туда даже международные силы под эгидой ОБСЕ, которые не являются нейтральными в данной ситуации, как западноевропейская структура. И он думает, что этим путем он сможет выдавить военные подразделения добровольцев. От него как раз добились того, что он вынужден был подтвердить: будут проводиться переговоры по проведению выборов, будет конституционная реформа и будет признание специального статуса Донбасса, это то, что выгодно для России. В то же время Путин признал, что надо расширить присутствие ОБСЕ и хотя бы в принципе он допустил возможность ввода туда военных, формирований ОБСЕ и полицейских формирований также под эгидой ОБСЕ. То есть каждая сторона сделала определенный шаг вперед. И то, что нет конкретных договоренностей, это неприятно, но не так страшно. Не сложилось ли ощущение, что на самом деле встреча собиралась ради Сирии, а минские соглашения стали формальным поводом — да, думаю, что это во многом так. Европейцы паникуют, американцы очень раздражены, что и Асад, и российские силы продолжают добиваться успехов в Алеппо, а европейцы также очень болезненно относятся к жертвам среди гражданского населения. Приближаются выборы в США, и сегодня эта тема неоднократно поднималась на президентских дебатах. Также приближаются выборы и во Франции, и в Германии, и особенно Олланду нужно как-то усилить свои позиции. Удалось сделать хорошую мину при плохой игре. Влиять на Россию в данный момент в отношении Алеппо практически невозможно, поскольку Россия разговаривала с западноевропейскими партнерами с позиции силы, поскольку там очевидно, Трамп сегодня просто заявил, что вопрос Алеппо снят, поскольку он уже пал, что вызвало яростную реакцию со стороны Клинтон, то Трамп считает, что этот вопрос уже решен».
Что же касается ситуации в Алеппо, 20 октября начинает действовать так называемая гуманитарная пауза. Бомбежки города ВКС России и сирийские силы прекратили еще во вторник, теперь сирийские войска отойдут на дистанции, позволяющие боевикам покинуть восточный Алеппо по двум специальным коридорам.