«С банками разговор короткий». Стартаперы рассказали о трудностях кредитования
Как утверждают опрошенные Business FM предприниматели, сейчас стартапу невозможно получить кредит, а новая норма, которую анонсировал ЦБ на съезде «Деловой России», может еще больше усугубить ситуацию
Читать на полной версииНа съезде «Деловой России» представители предпринимательского сообщества попросили президента отложить введение некоторых новых норм, анонсированных ЦБ. В частности, со следующего года банкам, возможно, придется применять стопроцентное резервирование по кредитам для клиента, который за предыдущий год отчислил подозрительно мало налогов.
По словам бизнесменов, в результате стартапы, небольшие компании, самозанятые граждане и бизнес, получивший налоговые льготы, лишатся доступа к кредитованию. Business FM спросила у индивидуальных предпринимателей и опытных стартаперов, справедливы ли эти опасения и легко ли, по их опыту, получить кредит.
Шариф Кармо исполнительный директор и сооснователь компании — производителя интерактивной видеорекламы GetShop.TV «Кредит стартапу получить невозможно вообще, потому что ему нечего дать в залог. Есть банки на Западе, например, Silicon Valley Bank, который умеет оценивать интеллектуальную собственность как залог. Потом с интеллектуальной собственностью что-то можно сделать и кому-то ее продать, и она выступает залогом. В России оценивать это никто не умеет, а банки без залога компании никогда не кредитуют. В таком случае они просят поручительство лично учредителя, то есть это ничем не отличается от кредитования физического лица, кроме, наверное, худшей процентной ставки. Сейчас кредиты не дают самозанятым людям и компаниям, которые отчисляют мало налогов, и не будут выдавать в будущем».
Своим опытом делится гендиректор компании ImageSpark, создатель нескольких стартапов Никита Чурилов:
Никита Чурилов гендиректор компании ImageSpark, создатель нескольких стартапов «Если говорить про стартапы, то это несколько иной вид бизнеса, и так просто посчитать их успешность и уж тем более, оценив, снизить какие-то риски, мне представляется маловероятным. Известно очень мало случаев, когда действительно были получены кредитные деньги под какие-то обеспечительные документы. Более того, мне известно немало случаев, когда молодые предприниматели продавали какую-то значительную собственность, в том числе квартиры, чтобы начать собственное дело. В основном они идут по пути привлечения именно инвесторских денег, и этот путь идет к либо бизнес-ангелам, либо небольшим инвестиционным фондам, в том числе и с государственным участием. В свое время мы получали на несколько наших проектов гранды со стороны негосударственных фондов: пришли, показали, увлекли, выиграли конкурс, получили гранд, соответственно, выполнили проект».
Владелец обувной компании Afour Владимир Григорьев рассказал о причинах, почему банки не одобрили ни одной его заявки на кредитование.
Владимир Григорьев владелец обувной компании Afour «Являясь ИП, я в кредитовании и запросах на кредитование все время сталкиваюсь с двумя проблемами. Если брать кредит как частное лицо, то мне говорят, что мы с ИП не работаем, вы должны где-то работать на кого-то. Когда я прихожу в банк как ИП, мне все время говорят, что этого недостаточно, и даже всех справок по налогам им всегда не хватает. Получается, являясь ИП, я нахожусь посредине между частным лицом и работником организации, поэтому с банками все время разговор короткий. Сколько мы заявок ни давали, нам практически всегда приходил отказ, потому что им как раз не хватало именно оборотов и масштаба компании».
Владимир Григорьев уверен, что новые правила только усугубят ситуацию и увеличат проблемы при получении кредитов для таких микроорганизаций, как Afour.