Проблемы у банка начались еще в начале октября. В чем причина шторма, в который попал «Пересвет»? И какова в этом роль российских СМИ?

«Пересвет» уже серьезно штормит. Облигации банка, которые падали еще на прошлой неделе, во вторник рухнули. Цена бумаг упала на треть, доходность достигала 130% — это показатель, насколько инвесторы не верят в надежность организации.

Параллельно начался набег вкладчиков. Банк РПЦ ограничил выдачу средств до 100 тысяч рублей в день. Мы позвонили в call-центр и спросили, можно ли снять сумму в 500 тысяч рублей.

«Да, вам придется пять дней подряд снимать. К сожалению, пока временно на этой неделе ограничена сумма снятия в размере 100 тысяч».

На всякий случай мы позвонили в банк еще раз. Другая девушка дала более обтекаемый ответ:

- Мы стараемся всех удовлетворить, приходите. Будет возможность…

- Ну, это значит, что вы обещаете, что я получу деньги, правильно?

- Обещание... (смеется)? Приходите…


Проблемы у банка начались еще в начале октября. Аналитики Fitch заметили, что у «Пересвета» высокорискованные кредиты на 12 миллиардов рублей, это половина его капитала. По мнению аналитиков, компании, которым «Пересвет» выдал кредиты, не ведут реальной деятельности. Кроме того, были подозрения, что они аффилированы с менеджментом банка.

На отчет агентства обратила внимание газета «Ведомости». Второй тревожный звонок прозвенел, когда «Дождь» сообщил, что предправления банка Александр Швец исчез. Пресс-служба опровергла, сообщив, что руководитель заболел. Но снежный ком уже было не остановить. Впрочем, корень проблем — другой, считает первый зампред совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев.

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Там одним из мажоритарных акционеров является Русская православная церковь, которой принадлежат структуры, как правило, весьма неустойчивые в сложной экономической ситуации. И это порождение той банковской системы, которая позволяла по щелчку пальцев регистрировать и открывать банки, получать лицензии, потом получать право вхождения в систему страхования вкладов».

Пресс-служба банка обвинила во всем журналистов — набег вкладчиков происходит из-за недостоверной информации СМИ, поэтому пришлось ограничить выдачу наличных. Связаться с мажоритарным акционером Business FM не удалось. Как нам сообщили, официальный представитель РПЦ Владимир Легойда «в разъездах». Мы обратились к его предшественнику, протоиерею Всеволоду Чаплину, который высказал свое мнение.

Всеволод Чаплин протоиерей «Я предчувствовал, что эту организацию ждут большие проблемы. Вот этот вал проблем происходит сегодня именно потому, что то, что делалось, делалось в нарушение церковных канонов, делалось вопреки христианским, нравственным принципам, которые полностью исключают участие духовенства в ростовщичестве. Насколько мне известно, как я могу предположить, сегодня церковные деньги из этого банка выводятся».

Нельзя не признать, что громкие сообщения СМИ сыграли весомую роль в нынешних проблемах «Пересвета». С другой стороны, это банк РПЦ, к которому всегда было пристальное внимание. А сама организация, стремясь сохранить таинство бизнеса, довела дело до того, что информацию журналисты были вынуждены узнавать в call-центре. Именно там «Рамблеру» сейчас сообщили, что глава банка находится в реанимации.

Точку должен поставить ЦБ. Регулятор, который обычно очень быстро отвечает на запросы СМИ, на момент вечера вторника на вопросы Business FM не ответил. Как известно, Центробанк публикует решения по утрам. А дальше будет понятно: или спасение, или суд. Не Cтрашный, конечно, а всего лишь арбитражный или уголовный.