Итоги «гонок»: 300 часов работ и Gelandewagen в «подарок» государству
Так закончился процесс по делу о «гонках» на Gelandewagen от полиции для владельца автомобиля, сына вице-президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ Руслана Шамсуарова. Его приятель Виктор Усков также 300 часов потрудится на благо государства. Третий фигурант дела Абдувахоб Маджидов был полностью оправдан
Читать на полной версииНеожиданно мягким приговором завершился судебный процесс по громкому делу «гонках» на Gelandewagen от полиции. Владелец автомобиля, сын вице-президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ Руслан Шамсуаров и его знакомый Виктор Усков получили по 300 часов обязательных работ. Третий фигурант дела Абдувахоб Маджидов и вовсе был оправдан. Mercedes стоимостью 11 млн рублей суд конфисковал.
Стоит отметить, что всем трем фигурантам дела вменялись две статьи УК: «оскорбление представителя власти», а также «угроза применения насилия к представителю власти» (ст. 319 и ч. 1 ст. 318 УК РФ). Если по первой им в качестве наиболее строгого наказания грозили исправительные работы на срок до одного года, то по второй фигуранты могли отправиться в колонию на срок до пяти лет.
Однако, оценив собранные по деду доказательства, суд пришел к выводу, что органы следствия «ошибочно» квалифицировали действия подсудимых по статье 318 УК РФ и она была вменена «излишне».
15-минутная гонка
На оглашение приговора в Гагаринский суд Москвы студент третьего курса Университета нефти и газа имени Губкина 20-летний Руслан Шамсуаров, а также представшие вместе с ним перед судом приятели 25-летний Виктор Усков и 23-летний Абдувахоб Маджидов пришли без вещей. Они старались сохранять спокойствие. «Мы рассчитываем на справедливый, оправдательный приговор», — заявил адвокат Виктора Ускова Анатолий Артемов.
Однако собравшиеся были не столь оптимистичны. Год назад слушавшая дело о «гонках» судья Ольга Зельдина отправила на полтора года в колонию зоозащитницу за кражу собаки-поводыря у слепой девушки. Правда, впоследствии суровый приговор отменили, а дело направили на доследование. Однако в «серьезности» судьи могли убедиться многие.
Видимо, до конца не верили в положительный исход и сами фигуранты. Создав в WhatsApp чат «Едем в Магадан», подсудимые то и дело переписывались друг с другом, пока судья почти три часа зачитывала приговор.
История, наделавшая много шума, произошла под утро 22 мая этого года. В тот день Руслан Шамсуаров в компании друзей возвращался из ночного клуба на своем автомобиле Mercedes-Benz Gelandеwagen стоимостью 11 млн рублей. Садиться за руль юноша не стал, поскольку в ту ночь выпил. Шамсуаров доверил управление автомобилем своему знакомому Абдувахобу Маджидову. В районе Ленинского проспекта водитель не отреагировал на требование полиции остановиться. Стражи порядка организовали преследование. «Гонки» на скорости более 200 километров в час по ночной Москве завершились в районе Большой Черемушкинской улицы, где молодые люди бросили машину.
Все бы закончилось только административными протоколами, но оказалось, что компания вела прямую трансляцию «гонок» в Periscope и выложила запись в Сеть, хвастаясь тем, что за ними гнались якобы шесть машин ДПС. Масла в огонь подлил теперь уже бывший глава столичной полиции Анатолий Якунин, сказавший на коллегии МВД, что преследование длилось пять часов. На деле все продолжалось не более 15 минут, а за «мажорами» гнались всего две полицейских машины. Несколько молодых людей во главе с Русланом Шамсуаровым получили по несколько суток административного ареста, а кое-кто и исправительные работы. Однако на этом история не закончилась. Было возбуждено уголовное дело.
Несмотря на то, что никто не обзывал полицейских в лицо, Руслану Шамсуарову, Абдувахобу Маджидову и сидевшему в салоне автомобиля Виктору Ускову вменили «оскорбление представителя власти» (ст. 319 УК РФ). Как «угрозу применения насилия к представителю власти» (ст. 319 и ч. 1 ст. 318 УК РФ) следствие расценило опасные маневры на мокрой дороге и нарушение правил дорожного движения на высокой скорости.
Потерпевшими от действий «золотой молодежи» были признаны четверо сотрудников ДПС 3-го батальона на спецтрассе. Последние узнали, какие эпитеты отпускали в их адрес нарушители ПДД, только через сутки, посмотрев выложенную запись погони в Интернете. Однако они сочли себя оскорбленными. «Конечно, нам были неприятны эти высказывания по поводу того, куда и что там засунуть», — сказал один из потерпевших в суде.
Подсудимые вину отрицали. Они заявили, что никого не собирались оскорблять, а нецензурные высказывания они использовали лишь для «связки слов». К тому же следователи так и не указали, кто из них что именно произнес. Молодые люди выдвинули версию о том, что стражи порядка сами спровоцировали гонку. Они утверждали, что в районе Ленинского проспекта один из сотрудников ДПС якобы бросил жезл в BMW их подруги Мары Багдасарян, ехавший впереди. Также они заявляли, что после задержания полицейский Алексей Гуляев угрожал им пистолетом.
Однако суд не принял доводы подсудимых, расценив их показания как «способ уйти от уголовной ответственности». В основу приговора судья положила результаты судебно-лингвистической экспертизы, которая констатировала, что молодые люди использовали «вульгарную, бранную и нецензурную лексику». То, что обидные слова не прозвучали в присутствии потерпевших, по ее мнению, «не имеет никакого значения». В приговоре говорилось, что оскорбление может быть и «заочным». «Подсудимые знали, что их высказывания будут зафиксированы на видеозаписи, которая будет размещена в сети Интернет», — сказала судья.
Излишне вмененная статья
Она сочла, что статья 318 УК РФ («угроза применения насилия к представителю власти») была вменена Шамсуарову и Ускову органами «излишне» и их действия охватываются статьей 319 УК РФ («оскорбление представителя власти»). Поэтому суд исключил из дела фигурантов обвинение по более тяжкой статье.
А вот 23-летнего Абдувахоба Маджидова суд оправдал полностью, решив, что он «не причастен» к инкриминируемым преступлениям. Судья разъяснила подсудимому право на реабилитацию. По закону он имеет право подать иск к государству о возмещении материального вреда и материального ущерба, например, недополученной зарплаты за время судебного процесса.
Что же касается 20-летнего Руслана Шамсуарова и 25-летнего Виктора Ускова, то им суд назначил по 300 часов обязательных работ. Как именно они будут их отрабатывать — мести улицы, работать в доме престарелых или делать что-то иное, решит уголовно-исполнительная инспекция. По приговору суда Шамсуаров будет отбывать наказание в «свободное от учебы время», а Виктор Усков, который числится мастером производственных работ в некой строительной фирме, «в свободное от работы время». Стоит отметить, что последний был осужден в этом году Кузьминским судом столицы на полтора года лишения свободы за покушение на кражу. Судья постановила исполнять этот приговор самостоятельно.
Gelandewagen стоимостью 11 млн рублей, признанный по делу вещдоком и орудием преступления, Ольга Зельдина постановила обратить в доход государства.
Что дальше?
Адвокаты остались довольны исходом дела. Защищавший Руслана Шамсуарова Михаил Доломанов в очередной раз заявил, что дело было «сфабриковано». «Принципиально важно, что суд в этом разобрался», — сказал он.
Защитник пообещал инициировать расследование против тех, кто «сфабриковал» доказательства деяния, «которого не было и быть не могло», и уничтожил улики, свидетельствовавшие, на его взгляд, в пользу невиновности фигурантов. Решение о возможности обжалования приговора он примет после консультаций с клиентом.
Защитница оправданного Абдувахоба Маджидова Татьяна Алебердинова заявила Business FM, что считает закономерным оправдание ее подзащитного. «Так и должно было быть», — полагает она. По закону приговор может обжаловать не только защита, но и прокуратура.
В прениях сторон гособвинитель Антон Беляков требовал для фигурантов реальный срок: по два года и одному месяцу лишения свободы для Шамсуарова и Маджидова и на полгода больше для Виктора Ускова. Прокурор уже заявил о намерении подать апелляционное представление в Мосгорсуд.
Не поставлена точка в деле еще для одного участника «гонок» на Gelandewagen Магомеда Татарашвили. Именно он снимал происходящее на телефон Руслана Шамсуарова. В отношении него также завели дело, но он скрылся от следствия и сейчас находится в розыске.