В России может стать платным пересечение государственной границы автомобилями и грузовыми поездами. По сведениям газеты «Коммерсантъ», Минтранс хочет ввести сбор за пользование пограничными пунктами пропуска. Цель — компенсировать расходы на их реконструкцию, обустройство и эксплуатацию, которые оцениваются в 250 млрд рублей. Сообщается, что плату, возможно, будут взимать по аналогии с системой «Платон» с использованием ее элементов, а сумма сбора пока не называется.

От нового «пограничного «Платона» пострадает как бизнес, так и потребители, говорит председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей Дмитрий Кравченко:

Дмитрий Кравченко председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей «Как правило, бизнес реагирует очень быстро на дополнительные нагрузки, непонятно откуда взявшиеся. Конечно же, в конечном счете это все действительно отразится на ценах на продукты, то есть в финале от любого сбора страдает конечный потребитель, население. С одной стороны, государство можно понять, что бюджет имеет некий дефицит, но вместе с тем надо понимать, что особенно в таких условиях, наоборот, государство должно поддерживать бизнес, а нас почему-то нагружают, нагружают. Это не совсем правильно. В любой развитой стране, если бизнес чувствует себя плохо в общеэкономической ситуации, как правило, государство поддерживает: либо снижает тарифы на электроэнергию, либо еще какие-то меры поддержки использует. У нас почему-то происходит все наоборот. Как обустроить пункты пропуска? Давай нагрузим транспортные компании, и пускай они платят за их обустройство. Еще и 250 млрд. Это большая сумма, нагрузку бизнес почувствует, соответственно, моментально отреагирует в виде повышения цен. Поэтому пострадают в итоге от этого обычные граждане, так всегда бывает. Надо сейчас просто оставить в покое предпринимателей и дать им возможность если не развиваться, то хотя бы жить в состоянии стагнации, но более или менее уверенной. Вроде как ввели мораторий на увеличение налогов до 2018 года, но помимо налогов, видите, какие существуют дополнительные взимания».

По данным собеседников издания, на первом этапе платными могут сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автотранспорта министерство предлагает брать деньги в зависимости от его категории (легковой или грузовой), а с железнодорожного — за тонну груза. Утверждается, что плата за пользование погранпунктами может быть введена уже во второй половине следующего года.

Как сообщает издание, некоторые участники рынка надеются, что модернизация пунктов пропуска может сократить время прохождения границы. С этим не согласен генеральный директор холдинговой компании «Совтрансавто» Владимир Тян:

Владимир Тян генеральный директор холдинговой компании «Совтрансавто» «Эта сумма, я так понимаю, необходима для обустройства погранпереходов. В теории скорость — это один из основных факторов эффективности логистики, в частности, транспортной логистики. Но я, честно говоря, не усматриваю корреляции между теми мероприятиями, которые планируется производить на эти деньги, и размером очередей на границе. Если речь идет об улучшении санитарно-бытовых условий, то это никак не влияет на очереди. На них, прежде всего, влияет процедура, связанная с контролем пограничным, санитарным, миграционным и так далее. Я абсолютно не понимаю, как это связано с бытовыми условиями».

Генеральный директор группы компаний «Континент» Александр Ганов недоумевает: о каком переоборудовании может идти речь, если в недавнем прошлом в инфраструктуру пунктов пропуска уже были вложены значительные деньги? Все основные пограничные переходы и так оборудованы по последнему слову техники, рассказывает Ганов:

Александр Ганов генеральный директор группы компаний «Континент» «До кризисных явлений достаточно большие средства вкладывались в инфраструктуру как раз-таки на пограничных пунктах пропуска. Это было связано с внутренней инфраструктурой в виде стояночных мест, мест досмотра, оборудования, применяемого при досмотре. Исходя из того, что деньги, которые были вложены предварительно, дали определенный эффект, то такая огромная заявленная сумма вызывает определенные вопросы. Если требуется поддержание работоспособности существующей инфраструктуры, то, конечно же, эта сумма явно завышенная. Есть пункты пропуска, которые у всех на слуху и которые действительно пользуются популярностью. Но остальные зачем? Содержать их для того, чтобы прогонять в сутки десяток автомобилей и тратить на них какие-то баснословные средства — это просто неправильная трата денег. У нас уже несколько лет не наблюдается глобальных очередей на границе даже в предпраздничные периоды, в период отпусков в Европе, когда стараются завезти больше груза. Запланированное в свое время мероприятие и проведенная работа сейчас обеспечила достаточно высокую скорость прохождения грузов. Традиционный набор для пропускного пункта — это ограждение, шлагбаум, пункты досмотра и документального оформления. Но все это давным-давно уже реализовано, причем на основных пунктах пропуска на очень высоком уровне: стоят рентгены, которые в режиме проезда машины сразу же просвечивают грузовой отсек. Все мероприятия, которые были запланированы, проведены, деньги уже потрачены. Для чего требуется сейчас такая огромная сумма, у меня, честно говоря, вызывает очень много вопросов».

Пункты пропуска перешли в ведение Минтранса в этом году после ликвидации Росграницы. В ведомстве сообщили, что менее четверти из 300 действующих пунктов пропуска соответствуют нормативным требованиям по техническому оснащению и обустройству. По данным Минтранса, средняя стоимость реконструкции одного пункта пропуска составляет 1 млрд рублей. До этого их модернизация оплачивались из бюджета.