Лишение Мединского ученой степени — история затянулась
Вопрос о лишении министра культуры научной степени затягивается — ВАК отозвала соответствующее заявление. Означает ли это, что у ученых больше нет вопросов к диссертации Мединского?
Читать на полной версииВысшая аттестационная комиссия отозвала заявление о лишении ученой степени министра культуры Мединского. Причины технические — ВАК уверяет, что рассмотрение дела не отменено. Но, похоже, что история вокруг диссертации министра затягивается. А обсуждение претензий к его работе подогревается собственными неоднозначными заявлениями Мединского.
Высшая аттестационная комиссия объясняет решение отозвать заявление о лишении степени Мединского процедурными моментами: еще 17 сентября истек двухмесячный срок с момента подачи заявления в диссертационный совет Уральского федерального университета. То есть теперь ВАК должен будет снова выбрать диссовет, где будет рассматриваться дело Мединского, объяснил Business FM председатель ВАК Владимир Филиппов.
Владимир Филиппов председатель ВАК «Конечно, никакой речи об отмене рассмотрения не идет, речь идет о том, что мы обязаны сейчас определить диссовет, куда должны направить, и тоже установить двухмесячный срок для рассмотрения ими данного заявления».
Хотя как раз на этой неделе диссертационный совет собирался, чтобы рассмотреть заявление о лишении степени Мединского — это было уже после 17 сентября, но об этом не вспоминали. Впрочем, заседание перенесли по просьбе самого Мединского, который не смог туда приехать — он был в Казахстане, куда с визитом поехал президент Путин. А после этого в соцсетях появились сообщения: якобы диссовет Уральского университета готовит предварительное заключение не в пользу Мединского, и доминирующее настроение в совете — степени министра лишить.
Иван Бабицкий один из заявителей, эксперт «Диссернета» «И вот после этого Филиппов заявляет, что у нас, оказывается, срок-то на рассмотрение в этом диссовете вышел еще 17 сентября, три недели назад. И, конечно, естественно, на практике это, с моей точки зрения, выглядит довольно однозначно. Стало понятно, что этот совет несговорчивый, принципиальный. И стало понятно, что это дело не должно рассматриваться в этом совете».
Бабицкий и историки Вячеслав Козляков, и Константин Ерусалимский называют диссертацию Мединского ненаучной. Посвящена она запискам о России иностранных путешественников XV-ХVII веков и в целом продолжает концепцию известных книг Мединского «Мифы о России». В трактовке их автора, многие нелицеприятные моменты в российской истории — это мифы, созданные на Западе. Впрочем, написавшие заявление о лишении министра степени в диссертации критикуют другое, а именно его методологию, использование источников и конкретные фразы, например, такую: «Как известно, у православных верующих все церковные книги были написаны на русском языке, поэтому понять их содержание было легко». Впрочем, ошибкой это считать нельзя, говорит известный историк Андрей Зубов.
Андрей Зубов известный историк «На самом деле, формально язык называется церковнославянским, но тот язык, на котором писались наши духовные тексты, и даже переводилась с греческого Библия, он же эволюционировал. Фактически некоторая русификация проходила, поэтому назвать текст древнерусским, в общем, можно, более того, это научная проблема, это не признак неграмотности. Так что я бы этот пример не вменял Мединскому в вину ни в малой степени, указал бы на них и все».
Сам министр описал желание группы ученых лишить его докторской степени как «фантасмагорическую историю с доносом в лучших традициях «лысенковщины». Мнения разделились и в соцсетях, и в научном сообществе.
Наталья Басовская доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ «Очень не люблю проверки былых диссертаций. Если все ваши контрольные комиссии, ВАКи и прочие утвердили, молчите. Утвержден тем самым ВАК, к которому я отношусь резко отрицательно, но он все больше и больше какой-то карающий. Но все свершилось. Давайте ковыряться? Я против. Эти методы, подходы, сейчас людей раскочегаришь, полезут, будут с наслаждением рыться — все это низко, по-моему».
Однако новые споры и о словах, и о трактовке возникли после недавнего комментария Мединского о 28 панфиловцах, которых глава Минкульта назвал святой легендой, а те, кто ее отрицает, — «мрази конченые». В Кремле тогда отметили, что министр культуры в совершенстве владеет весьма многогранным русским языком и жарко отстаивает историческую правду.