История покупки «Башнефти» — чем она запомнилась?
Накануне стало официально известно, что «Роснефть» купит «Башнефть». Соответствующую директиву опубликовало правительство. «Роснефти» рекомендуется купить актив на сумму до 330 миллиардов рублей. Эпопея со сменой собственника и приватизацией «Башнефти» тянется несколько лет. Далее – исторический экскурс
Читать на полной версииО том, что «Роснефть» интересуется «Башнефтью», заговорили чуть больше двух лет назад. Тогда «Башнефтью» еще владел Владимир Евтушенков. «Ведомости» сообщили, что в АФК «Система» приходил бывший глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Переговоры о продаже «Башнефти», якобы, провалились. А вскоре началось «дело Евтушенкова».
В итоге Владимир Петрович посидел под домашним арестом и вернул «Башнефть» государству. Впрочем, история могла начаться и раньше. Один из главных активов «Башнефти» — месторождение Требса и Титова. Она получила его в 2010-м. «Башнефть» собиралась разрабатывать месторождение в альянсе с «Лукойлом». И тут начались проблемы, вспоминает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
Зимой этого года Владимир Путин дал старт новой волне приватизации. «Башнефть» и «Роснефть» попали в список. Основным претендентом на башкирскую компанию считали «Лукойл». Но летом «Роснефть» тоже получает предложение участвовать в конкурсе. Компания подтвердила интерес к покупке. Объясняется это тем, что вскоре будет продан и пакет самой «Роснефти». А если она купит «Башнефть», то продать свои акции можно дороже. Наконец, за день до директивы правительства, «Ведомости» сообщают, что «Роснефть», увеличив капитализацию «Башнефтью», сама выкупит свои акции и передаст деньги в бюджет. А потом сама себя кому-нибудь продаст. Вскоре вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев в эксклюзивном интервью Business FM сообщает, что компания готова и хочет выкупить свои акции. Для нее сделка может быть выгодной, предполагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
За годы история обросла эмоциональными, даже драматическими деталями. Например, краткий ответ журналисту РБК Владимира Евтушенкова после первого допроса: «Слово «рейдерство» тебе знакомо?». Или рассказ того же издания о крайнем недовольстве Аркадия Дворковича участием «Роснефти». Сюда же причислим нежданный резкий рост акций «Башнефти» в этом году, после чего стало понятно, что «Лукойлу» покупка не по карману. Невнятные комментарии чиновников на тему того, что «Роснефть» является госкомпанией, поэтому не может участвовать в приватизации «Башнефти». Но вообще-то «Роснефть» — косвенная госкомпания, поэтому участвовать может. Теперь, как писал Довлатов, все стало предельно ясно с беспредельной ясностью.