Как вернуть переплаченное по ОСАГО
За годы безаварийного вождения некоторые автолюбители могут переплачивать до половины стоимости ОСАГО: многие страховые компании при расчете «забывают» их учитывать. Как отстоять свои права и снизить затраты на страховку, Business FM рассказали в Центробанке
Читать на полной версииСкидка за безаварийность или коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — это один из показателей, влияющих на стоимость полиса ОСАГО. Но не все водители, которые ездят без ДТП, получают такую льготу. Своим опытом с Business FM поделилась москвичка Екатерина Глебова:
Екатерина Глебова москвичка «Я за рулем уже не первый год, полис ОСАГО получала в разных страховых компаниях, и ни разу ни в одной из них мне никто ничего не сказал про коэффициент «бонус-малус» за безаварийную езду. В прошлом году, когда я пришла в очередную новую компанию, у них на стене висела таблица, где было все рассчитано: сколько лет, какие скидки, какие проценты. Когда я попросила мне это все учесть, компания «Ингосстрах» мне сообщила, что предыдущая страховая РЕСО ничего подобного не учитывала и, если я хочу, конечно, могу заняться восстановлением всего этого. Но, честно говоря, нет времени этим заниматься. У меня стаж вождения 20 лет, и первый год, наконец, у меня будет учитываться безаварийная езда».
Страховые компании идут на разные хитрости, чтобы исказить сведения о своих клиентах. При продаже ОСАГО они обязаны использовать сведения из единой автоматизированной базы данных (АИС) Российского союза автостраховщиков (РСА). Если информации там нет, то в расчете стоимости страховки используется коэффициент, равный единице. Из-за этого автолюбитель может переплачивать от 1500 до 3000 рублей год, то есть в некоторых случаях переплата может достигать половины стоимости полиса, говорит генеральный директор страхового брокера «ЕвроТехКонсалт» Александр Исаев.
Александр Исаев генеральный директор страхового брокера «ЕвроТехКонсалт» «Иногда подают неправильно данные в РСА, то есть заведомо делают опечатку в фамилии, отчестве или имени человека или его водительском удостоверении для того, чтобы на следующий год коэффициент «бонус-малус» обнулился. Если на следующий год человек приходит в другую компанию и пробует застраховаться, то при введении верных данных по нему выдается нулевая скидка либо скидка меньшая, которую он заработал за годы страхования. Иногда это происходит не по злому умыслу, находят этот сбой системы и восстанавливают».
Если вы заметили ошибку в расчете стоимости полиса ОСАГО, надо обратиться в страховую компанию с требованием учесть скидку на безаварийное вождение. Что делать, если компания это требование не выполняет, рассказывает руководитель службы Центробанка по защите прав потребителей финансовых услуг Михаил Мамута:
Михаил Мамута руководитель службы Центробанка по защите прав потребителей финансовых услуг «Необходимо направить жалобу в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России, мы внимательно ее рассмотрим, запросим необходимые материалы, в том числе в страховой компании. В случае, если расчет КБМ действительно произведен неправильно, у нас есть все необходимые полномочия, чтобы обязать страховую компанию внести соответствующие исправления в запись. Одновременно с этим мы также рекомендуем направить жалобу и в Российский союз автостраховщиков, поскольку он объединяет все компании, работающие на рынке автострахования, и их правилами также предусмотрено взаимодействие со страховыми компаниями по исправлению неправильно рассчитанных коэффициентов «бонус-малус». Механизм решения этой проблемы есть, и он достаточно эффективно сегодня работает».
Если автолюбитель обнаружил, что страховые компании на протяжении нескольких лет не учитывали скидку на безаварийную езду, то переплаченные деньги можно вернуть. Никакого срока давности на перерасчет законодательством не установлено.