Обзор инопрессы. «Россия становится более опасной, чем СССР»
По мнению экспертов, опрошенных французским изданием L’Express, сегодня российско-американские отношения стали даже более тревожными, чем в годы «холодной войны»
Читать на полной версииОтношения между Вашингтоном и Москвой серьезно охладились после приостановки диалога по Сирии, соглашения о ядерном разоружении и в связи с подозрениями о вмешательстве российских хакеров в предвыборную кампанию в США, замечает L'Express. Ситуация все больше напоминает времена «холодной войны» середины прошлого века.
Сегодня часть военного истеблишмента США выражает сильную озабоченность по поводу того, что «Россия Владимира Путина по некоторым параметрам становится более опасной, чем бывший Советский Союз, в том, что касается применения ядерного оружия». Такое заявление на прошлой неделе сделал глава Пентагона Эштон Картер. В то же время сам Пентагон приступает к модернизации своих 400 межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III, которые якобы устарели из-за недостатка инвестиций.
На взгляд США, Россия — далеко не СССР. ВВП страны сравним с испанским, военный бюджет равен половине того, что тратит Китай на оборону, и составляет девятую часть военных расходов США, напоминает Франсуа Хейсбург из Фонда стратегических исследований. По его мнению, Россия считает нетерпимым то, что США более не признают ее равной себе. При этом стратегические ядерные силы остаются единственной сферой, в которой Москва может поспорить с Вашингтоном, поэтому и использует этот рычаг, полагает эксперт.
Кроме того, как подчеркивает Ив Бойе из Фонда стратегических исследований, «распад бывшей империи, вступление ряда бывших сателлитов в НАТО и развертывание батальонов НАТО в 160 километрах от Петербурга подогревают российскую паранойю». «Объявленные санкции в связи с украинским кризисом, исключение из клуба G8 привели к реваншизму и политике демонстрации силы», — добавляет профессор Института политических исследований Бертран Бади.
Кибервойна стала еще одним способом показать свою мощь. «Россия нехотя отрицает участие во взломе американских сайтов, как бы демонстрируя равенство с Вашингтоном в возможности прямого вмешательство в американские выборы», — утверждает Франсуа Хейсбург.
Противодействие Вашингтону в Сирии стало еще одним способом демонстрации силы. Российское вмешательство прошло относительно гладко, потому что Барак Обама никогда не придавал этому конфликту стратегического значения и несколько «ослабил вожжи» в 2013 году, отказавшись дать жесткий ответ на применение сирийским режимом химического оружия.
По мнению опрошенных экспертов, сегодня ситуация стала более тревожной, чем в годы «холодной войны». Тогда опасения настоящей войны заставляли Россию и США быстро понижать градус напряженности. После исчезновения рисков войны Москва может проявить агрессию на других направлениях, повторив, например, крымский сценарий или подогрев войну на Украине, предупреждает Бертран Бади.
Если напряженность будет нарастать, «заплатить придется Европе», прогнозирует Ив Бойе. Однако на европейском фронте Кремль продвигается очень расчетливо. Поддержка ополченцев на Украине и присоединение Крыма имели место в стране, которая не входит в НАТО и, соответственно, не представляет стратегического интереса для Барака Обамы. Вашингтон, Париж или Брюссель пока могут чувствовать себя уверенно, полагает L'Express.