Вьетнам становится ближе. Сегодня вступает в силу соглашение между Ханоем и Евразийским союзом о зоне свободной торговли. Теперь на большую часть товаров, которыми торгуют страны, будут действовать пониженные таможенные пошлины. Что Россия поставляет Вьетнаму, и что Вьетнам импортирует из России? И что стало с легендарной мазью «Звездочка»?

Сейчас Вьетнам — пигмей в структуре внешней торговли России. Его доля — меньше процента. В деньгах — товарооборот около 4 млрд долларов. Объем импорта и экспорта примерно одинаковый. Из Вьетнама нам везут текстиль, одежду, обувь, морепродукты, электронику. Мы поставляем им топливо, оборудование, металлы. Наш экспорт в эту страну растет стремительными темпами. В прошлом году он увеличился на 27%. Впрочем, не все так радужно. Вьетнам входит в еще одно торговое партнерство, что для нас теперь может стать неприятным моментом.

Василий Колташов руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений «Вьетнам входит в Транстихоокеанское партнерство вместе с США, поэтому вот это наша свободная торговля с Вьетнамом, она еще неизвестно, кому будет больше выгодна: нам или Соединенным Штатам. По крайней мере, американским корпорациям, которые просто смогут поставлять на наш рынок вьетнамскую продукцию, произведенную за счет их инвестиций, дешевых и дешевых кредитов, а мы будем жить в режиме дорогих кредитов, и, судя по всему, еще очень долго».

Главное место в новых отношениях, естественно, уделяется энергоносителям. «Роснефть» в этом году договорилась с госкомпанией PetroVietnam о поставках почти 100 млн тонн нефти до 40-го года. Интересно, что в прошлом году Социалистическая Республика наградила российскую корпорацию «Орденом Труда» второй степени. Но есть и другие интересные направления. Так, «АвтоВАЗ» собирается поставлять Вьетнаму свои машины.

Владимир Мазырин руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН «Все же это направление нашей внешней политики и часть разворота в Азию, а Вьетнам — это центрообразующее звено. Где-то мы идем навстречу, где-то они нам, как, например, автомобильная продукция. Во Вьетнаме действует 14 автосборочных предприятий ведущих мировых корпораций. Тем не менее, они соглашаются брать автомобили российско-французского происхождения. Это довольно странное решение по всем рыночным принципам, но тем не менее».

Еще один момент, которого, по словам экспертов, стоит опасаться. Рано или поздно Вьетнам может потребовать преференции в поставках углеводородов, глядя на наших партнеров в Евразийском союзе и вспоминая прежние времена. В советские годы СССР был для Ханоя старшим братом и главным торговым партнером. Мы обеспечивали его потребности в нефти и продукции машиностроения. Вьетнам же помогал нам лечиться от простуды — кто тогда не мазался чудодейственной «Звездочкой». Сейчас доля России во вьетнамском товарообороте — всего процент. Но вьетнамскую фармацевтику мы до сих пор импортируем — где-то на 6 млн долларов в год. И «Золотая звезда» у нас по-прежнему продается в легендарной миниатюрной таре. А пользователи регулярно ищут в поисковиках: «Как открыть мазь звездочка».