Тим Уисвелл возглавлял трейдинг в российском подразделении Deutsche Bank — привлекательный, предприимчивый и очень успешный. К 36 годам он успел заметно разбогатеть: квартира в центре Москвы, дача в Барвихе. Роскошный образ жизни.

«Мы жили, как рок-звезды», — пишет бывший коллега Уисвелла Уилл Хаммонд в пока еще неопубликованных мемуарах о своем пребывании в Москве под названием «Порог дьявола». «Россия поглощала экономическое процветание на полном скаку. Тогда мы все пили слишком много и курили сигары слишком часто. Деньгами сорили так, словно это нарисованные доллары из игры «Монополия».

Карьера Тима Уисвелла началась в UFG, предшественнике Deutsche Bank. Он занимался привлечением западных инвесторов на российский рынок, и некоторое время это было легко, когда с 2000 по 2007 годы российская экономика росла в среднем по 7% в год на фоне глобального сырьевого бума. В UFG не жалели денег на то, чтобы западным инвесторам в Москве нравилось. Лучшие ночные клубы, у которых в два часа ночи были пробки из Bentley и Maybach, бронь столиков за 1000 долларов, обход легендарного фейсконтроля. Все это действительно впечатляло менеджеров фондов из Европы, Азии и США. Но затем наступил кризис 2008-го, и Россия потеряла свою привлекательность. Деньги стали активно выводить не только иностранцы, но и россияне.

Как показало внутреннее расследование Deutsche Bank, с 2012 по 2015 годы по так называемым зеркальным сделкам из России вывели 10 млрд долларов. Схема выглядела примерно так: клиент в России покупал за рубли ценные бумаги, а потом его офшор продавал такие же бумаги в Лондонском подразделении банка. По каждой операции выводилось 5-10 млн долларов. На счету супруги Тима Уисвелла, некой актрисы Натальи, обнаружили несколько миллионов в американской валюте. Сам Уисвелл был уволен. В одиночку такие операции провести невозможно, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Разумеется, один человек не может сделать подобную работу, не может влиять на подобные сделки. Нельзя провести ни одну сделку покупки ценных бумаг, за которой будет стоять один человек. Просто невозможно. На подобные идеи тратились колоссальные мозговые энергетические усилия людей, имеющих хороший умственный потенциал — как это все сделать, куда вывести. Но, насколько я понимаю, гайки закручиваются все больше и больше, поскольку капитала, который можно выводить, все меньше. Плюс ко всему, регулятор — ЦБ — очень серьезно стал присматривать за этим».

Инвестиционное подразделение Deutsche Bank в России было закрыто. Несколько менеджеров, отвечавших за работу российского подразделения, покинули свои посты. Однако никаких громких уголовных дел не последовало.

По данным журналистов, теперь Тим Уисвелл обитает где-то в Индонезии. Он не может вернуться в США, где его могут арестовать, да и в Москву приехать не удастся: слишком много знает, и это тоже большой риск.