В самопровозглашенных ДНР и ЛНР прошли праймериз. На них ждали 5% граждан, а пришли более 50%. В воскресенье, 2 октября, в предварительном голосовании в Донецкой республике приняли участие около 370 тысяч человек, в Луганской — порядка 55 тысяч.Как заявили в местном ЦИК, каких-либо серьезных нарушений зафиксировано не было.

За праймериз следили порядка 30 иностранных наблюдателей в ЛНР и 22 в ДНР, а также около 2 тысяч местных наблюдателей. Оргкомитеты заявили, что процесс предварительного общественного голосования организован по стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Правда, сама ОБСЕ за ходом голосования не следила. Вот что рассказал Business FM журналист из Донецка Александр Наумов:

Александр Наумов журналист «Явка, которая была на праймериз, превысила все загаданные, задуманные цифры, потому что, в принципе, рассчитывали на то, что придет где-то процентов пять от избирателей, считалось, что это будет хорошо. На самом деле, на участки пришли около 370 тысяч человек. Если даже теоретически считать, что в Донецке сейчас миллион жителей, как было до войны, то это одна треть, даже больше. Это очень много. Плюс взять из этого количества даже тех, кто имеет право голосовать, — вообще цифра получается сногсшибательная, то есть половина дончан пришла. С учетом того, что в Донецке миллиона, наверное, все-таки нет, во время войны люди разъехались и вряд ли вернулись все, цифра вообще получается впечатляющая: больше половины людей, которые сейчас живут в Донецке. Ходили голосовать по желанию. Мало кто, наверное, ожидал, что явка будет настолько большая, потому что до последнего практически дня задавали вопросы многие: что такое праймериз? Вы знаете, когда на протяжении месяца печатали все газеты, рассказывали все телеканалы республики о том, что такое праймериз, такой вопрос было странно слышать. Но, как показал сам день выборов, оказалось, что люди прекрасно разобрались, что это такое, за кого и как нужно голосовать, никого не смутило, что на некоторых участков было большое количество бюллетеней, потому что выбирали глав города, поселков, административных каких-то центров, выбирали депутатов районных советов. Люди на протяжении целого дня обменивались впечатлениями в социальных сетях. Некоторые, правда, задавали вопрос о том, что, может быть, это и ненужное для нашей республики, ну, в общем, большинство даже переубеждало меньшинство: на самом деле для республики это очень важный шаг в плане признания международным сообществом легитимности наших институтов власти и обеспечивать безопасность выборов. То есть уровень организационный был достаточно высокий и, наверное, благодаря этому обошлось без эксцессов, не было нарушений общественного порядка, а международные наблюдатели, которые ездили по всем избирательным участкам, заявили о том, что участковые комиссии не нарушили никаким образом организацию выборного процесса. И не было ошибок в организации праймериз. Праймериз для дончан стали просто очередным этапом, который показывает, что республика развивается, и мы стремимся к миру через вот такие мирные инициативы. Здесь присутствовали наблюдатели из различных стран, в том числе много представителей стран Европы. Это показатель, наверное, того, что праймериз Донецкой республики заслуживает пристального внимания именно с позитивной оценкой».

Среди иностранных наблюдателей, следивших за праймериз в Донбассе были замечены председатель парламента Южной Осетии Бибилов, международный наблюдатель из Палестины Салех Мосаб и наблюдатель из Израиля Софи Штайнер. Киев игнорирует эти праймериз. Ранее представитель Украины в контактной группе в Минске Леонид Кучма сказал, что ДНР и ЛНР, проводя предварительные выборы, нарушают Минские соглашения. «Наверное, с единственной целью: сорвать вообще весь этот переговорный процесс. И я не думаю, что за этим стоят маленькие командиры — это серьезное политическое решение, которое влечет за собой очень серьезные последствия в целом», — сказал Кучма.

Украинская делегация намерена внести вопрос проведения праймериз в повестку дня запланированного на текущую неделю заседания контактной группы в Минске. Комментирует директор киевского Института Глобальных Стратегий Вадим Карасев:

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Для Украины это значит, что с праймериз непризнанные республики, с одной стороны, как бы демонстрируют возможности для проведения местных выборов, но которые могут быть после того, как будет утверждена дорожная карта реализации минских соглашений, но уже на основе принятого украинской Верховной Радой закона о местных выборах. С другой стороны, это и попытка показать: если «Минск» не будет выполнен, будет взят курс на формирование местных органов власти, на электоральную легализацию ДНР и ЛНР, что должно в результате подтолкнуть европейцев к тому, чтобы они более активно занимались модерацией выполнения минских соглашений в рамках, как «нормандского формата», а также подтолкнули Украину к выполнению минских соглашений в рамках минской контактной группы. В Украине это воспринимают как попытку нарушить минские соглашения, поскольку по минским соглашениям ничего этого нет. Нужно заниматься созданием условий для безопасности, надо и дальше проводить разведение сторон в рамках пилотных зон, что пока не получается. Для Украины эти праймериз незаконны с юридической точки зрения, но как политический фактор да, придется это учитывать, только каждая сторона будет использовать эти выборы в качестве политического фактора с обратным знаком».

Официальная Москва не комментирует проведение праймериз в самопровозглашенных ДНР И ЛНР. Но, безусловно, будет считать, что эти праймериз отражают мнение жителей Донбасса и их придется учитывать всем сторонам, считает российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков:

Алексей Чеснаков директор Центра политической конъюнктуры «Несмотря на такой неформальный характер праймериз, то есть это все-таки не выборы в органы власти, а предвыборы, безусловно, учитывать мнение придется всем сторонам, в том числе и Киеву, потому что избиратели продемонстрировали: они готовы голосовать в первую очередь за тех людей, которые выступают против нынешней политики киевских властей. Позиция Киева должна учитывать минские соглашения. По минским соглашениям, «Минску-2», территория Донбасса должна иметь определенную автономию. Что касается того, что Киев пытается не признавать эти праймериз, ну, собственно, он сам вывел Донбасс за пределы регулирования закона о местных выборах. Он же отказался учитывать мнение Донбасса при принятии законодательства в местных выборах в июле прошлого года, и специальным постановлением Рада запретила проводить выборы на этих территориях. А жители, которые там находятся, явно хотят, чтобы у них были, во-первых, регулирующие органы, хотя бы местное самоуправление, во-вторых, органы власти должны действовать. Киев сам с одной стороны пытается говорить о том, что это территория без власти, а с другой стороны делает так, чтобы люди не могли сформировать органы власти. Такая циничная позиция. Сегодня республики буквально выполняют минские соглашения, они ждут, когда Киев приступит к решению политических вопросов, но это ожидание не может растягиваться вечно».

В июне глава ДНР Александр Захарченко заявил, что украинская власть должна до 14 июля принять согласованный с самопровозглашенной республикой закон о местных выборах в Донбассе, в противном случае дата выборного процесса будет определена в одностороннем порядке. Позже Захарченко перенес дату «местных выборов» с 24 июля на 6 ноября.

На минских переговорах не удалось согласовать ни дату местных выборов в Донбассе, ни механизм их проведения. В Еврокомиссии заявляли, что проведение голосования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей невозможно, пока там не улучшится ситуация с безопасностью.