Меньше Толстого, больше Библии
Школьная программа литературы может претерпеть изменения. Из нее могут исключить «Войну и мир» и некоторые романы Достоевского. Компенсировать «утрату» президент Российской академии образования Людмила Вербицкая предлагает изучением Библии
Читать на полной версииИсключить из школьной программы «Войну и мир» и некоторые романы Достоевского. С таким предложением выступила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. В интервью агентству «Москва» академик говорила о школьных курсах православия. По ее мнению, Библию должен прочесть каждый. Высказывания Вербицкой уже вызвали общественную дискуссию. Нужен ли школьникам Толстой и Достоевский?
Вербицкая — не просто глава Российской академии образования. С ней по сложным вопросам языкознания консультируется президент. «Были случаи, когда прямо с борта звонил», — рассказал как-то Владимир Путин. По личному мнению Вербицкой, «Войну и мир» и некоторые из романов Достоевского из школьной программы нужно исключить. При этом она нуждается в духовных произведениях. «Библию, думаю, каждый должен прочесть», — добавила ученый. Такой шаг, конечно, требует большой дискуссии. «Война и мир» — произведение большое, сложное и не каждому ученику по плечу. Но если в школе не познакомиться с Толстым и Достоевским, то, возможно, этого не случится уже никогда.
Максим Кронгауз директор Института лингвистики РГГУ «Для кого-то из школьников это чтение абсолютно необходимо, а для кого-то оно действительно не нужно, и эти люди, став взрослыми, совершенно не будут задумываться о соответствующих проблемах. Поэтому это всегда вопрос, на который нет хорошего ответа, но убрав из школы произведения классиков, мы уже точно не вернемся к ним. И в этом смысле надо быть чрезвычайно аккуратными. Другое дело, что какая-то часть учеников их не читает все равно».
Вербицкая не уточнила, какие романы Достоевского она имела в виду. Конечно, читать его произведения — это работа, нелегкая работа. Недаром главный герой книги Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» выразился о Федоре Михайловиче так: «Как может человек писать так невероятно плохо и так сильно на тебя воздействовать». Впрочем, это, наверное, касается «Бесов» и «Братьев Карамазовых». Но ведь «Преступление и наказание» читается, как детектив. «Бедные люди», «Игрок» в сравнении с «пятикнижием» писателя — легкая, развлекательная литература. Если уж на то пошло, Библия — тоже не самая легкая для чтения книга, и это мягко сказано. Хотя есть адаптации для разных возрастов. При этом Писание — не просто духовное произведение, это величайший литературный памятник, книга книг. Однако сама же Вербицкая и сказала: курс православия необходим, но должен быть добровольным.
Виктор Ерофеев писатель «Есть такой очень грустный пример Александра Третьего с церковно-приходскими школами, когда с борьбой с революционерами решили больше налечь на древнегреческий, на латынь, и совсем отказаться от современности. Кончилось тем, что взрастили поколение революционеров 17-го года. Поэтому ни в коем случае нельзя делать из православной культуры обязаловку. Это будет то же самое, как научный коммунизм, если не хуже».
Возможно, в интервью Людмилы Вербицкой лишним было слово «исключить». Всегда же можно найти выход. Не способен школьник осилить «Войну и мир», может, стоит дать отдельные главы. Хорошо известно, что мальчики читают про «войнушку» и пролистывают страницы про любовь. Девочки, соответственно, делают наоборот. Ну и пусть прочтут культовые сцены «Балконский и дуб» и «Балконский и небо». Если захотят, в зрелом возрасте вернутся к сложной литературе. Не захотят, значит, не судьба. Кстати, известный случай: Василий Шукшин сообщил приемной комиссии, что «Войну и мир» не читал, потому что «больно книжка толстая». Но вот о чем стоит задуматься. Из всей нашей литературы на Западе широкое признание в основном у Толстого и Достоевского. А здесь они, теперь складывается впечатление, не так уж нужны. Впрочем, Запад нам не указ.