Владелец «Домодедово»: «Конспирологическая версия не подтвердилась»
Дмитрий Каменщик не собирается подавать иски о возмещении вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, продавать бизнес или покидать Россию. По его словам, версия о намерении отнять у него аэропорт не подтвердилась. Об этом, а также о многом другом он рассказал на пресс-конференции в Москве
Читать на полной версииВладелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик впервые после прекращения уголовного дела пообщался с прессой. Он сообщил, что не будет подавать иск о реабилитации, но не знает, как поступят трое других экс-обвиняемых. Бизнесмен похвастался успехами в работе воздушной гавани, заверил, что покидать Россию не собирается, как и продавать аэропорт.
Выступая на пресс-конференции в Москве, Дмитрий Каменщик признался, что за время расследования ему не поступило ни одного предложения о продаже бизнеса. «Конспирологическая версия не подтвердилась», — сделал вывод собственник одной из крупнейших российских воздушных гаваней. При этом он не исключил возможность продажи аэропорта, если ему поступит такое предложение. «Как вы знаете, в бизнесе никто никогда не зарекается от теоретической невозможности сделки. Не существует принципиально непродаваемых объектов. Наверное, существуют цена и условия, на которых может быть продан любой бизнес. Но планов продажи бизнеса у руководства корпорации нет, как и планов о привлечении партнеров», — сказал Каменщик.
Предположение о том, что с помощью уголовного дела у Каменщика — бенефициара предприятий, владеющих аэровокзальным комплексом, хотят отнять бизнес, активно муссировалось в СМИ после того, как предприниматель был задержан и попал под домашний арест в феврале 2016 года.
Он был взят под стражу в рамках уголовного дела «о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц» (часть 3-я статьи 238 УК РФ). Следствие сочло, что решение руководства аэропорта ввести новую технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс «Домодедово» понизило уровень транспортной безопасности воздушной гавани. Это привело теракту в январе 2011 года, в предложении результате которого погибли 37 человек. Однако после нескольких месяцев следствия, 21 сентября Следственный комитет России по требованию Генпрокуратуры прекратил уголовное дело в отношении Дмитрия Каменщика, а также бывших и нынешних топ-менеджеров «Домодедово» — Вячеслава Некрасова, Андрея Данилова и Светланы Тришиной — за отсутствием в их действиях состава преступления.
Каменщик отметил, что все время расследования «аэропорт ритмично работал, никаких сбоев не произошло», к убыткам уголовное дело не привело. «С нашей точки зрения убытков нет. Под арестом находился не аэропорт, а всего лишь несколько его руководителей», — сказал он.
При этом, по его словам, с начала года частные инвестиции в развитие московского аэропорта составили 4,5 млрд рублей, что почти на 60% больше суммы вложений за аналогичный период 2015 года.
Каменщик признался, что по-прежнему хочет жить и работать в России. Он отметил, что как руководитель верит в свой бизнес и гордится им. То, что произошло в последние семь месяцев, только подтвердило правильность избранной стратегии: не паниковать, вкладывать деньги в своей стране, не рассчитывать ни на какие преимущества, строго соблюдать законы, а также не использовать трудности в качестве оправдания слабости.
Предприниматель, имеющий по закону право подать иск к государству о выплате компенсации за незаконное уголовное преследование, заверил, что делать этого не намерен и объяснил, почему. По его словам, он никогда не ставил цель «поправить свои дела за счет госбюджета». «Мы ставили перед собой иную цель, а именно — установить истину в законном порядке и восстановить честь организации и ее руководителей, — отметил предприниматель. — На мой взгляд, эта цель достигнута, компенсация требоваться не будет». Что касается других экс-фигурантов дела, то они решат этот вопрос самостоятельно, добавил Каменщик.
Отвечая на вопросы журналистов, бизнесмен рассказал, как провел семь месяцев, в течение которых находился под домашним арестом, в своем загородном доме (он оформлен как дом отдыха — Business FM). «Домашний арест — это не тяжкое испытание. Дела в аэропорту я не вел, так как был изолирован постановлением судьи от общества. Я читал и занимался спортом», — рассказал бизнесмен.
Предприниматель не захотел сообщить, какие суммы выплатили пострадавшим в результате теракта из благотворительного фонда «Домодедово», как и ответить на вопрос Business FM, собирается ли компания дальше оказывать этим людям материальную поддержку. Нежелание говорить на эту тему владелец аэропорта объяснил тем, что публичное упоминание о благотворительной помощи «превращает ее в бахвальство», что противоречит политике корпорации.
Каменщик полагает, что следствие снимет в ближайшее время обеспечительный арест со счетов «Домодедово», на которых находился 1 млрд рублей. Владелец воздушной гавани пояснил, что деньги были арестованы в обеспечение гражданских исков потерпевших по уголовному делу. Однако они были отозваны после получения последними благотворительной помощи. «Нет уголовного дела — нет обеспечительной меры», — подытожил Каменщик.
Он не стал комментировать идею создания в столице единого авиационного узла и возможность участия нем аэропорта «Домодедово». На этот счет позиция Каменщика такова: «Московский авиационный узел подразумевает некоторое взаимодействие многих аэропортов. Когда дело касается других аэропортов, это политика транспортных властей, а не дело аэропорта «Домодедово» вносить толкования на этот счет. Это не наша работа и не наша сфера ответственности», — резюмировал бизнесмен.
На вопрос о том, поменяется ли после его возвращения в аэропорт политика обеспечения безопасности, Каменщик ответил туманно. По его словам, «любая политика меняется каждый день». «Наверное, какие-то решения в области безопасности и любого другого аспекта деятельности будут проявляться в будущем. Связано ли появление таких инициатив с фактом ареста — пожалуй, нет. Никаких радикальных решений арест сам по себе не спровоцировал», — сказал Каменщик, добавив, что в аэропорту и ранее относились к транспортной безопасности серьезно. «Вероятно, поэтому в наших действиях не было найдено состава преступления», — заключил он.
Говоря о работе аэропорта, владелец «Домодедово» рассказал, что к осени 2018 года планируется ввести в эксплуатацию новую взлетно-посадочную полосу. Он уточнил, что в настоящее время в аэропорту уже функционируют две ВПП, однако после завершения строительства новой полосы одна из действующих полос превратится в магистральную полосу для руления самолетов. Ожидается, что в начале 2018 года будет введен в эксплуатацию второй терминал площадью 232,4 тыс. кв. метров. После этого в аэропорту планируется начать строительство третьего терминала.