Касперская: в публикации о дешифровке всего интернет-трафика россиян «все переврано»
Ранее СМИ цитировали Наталью Касперскую: «Сейчас у нас есть кусок Интернета, который совершенно неподконтролен собственной стране, это неправильно». В беседе с Business FM она отметила, что ее слова исказили. Так лоббируют ли надзорные ведомства передачу информации органам власти?
Читать на полной версииОБНОВЛЕНО 12:58
СМИ сообщили, что государство хочет дешифровать весь интернет-трафик россиян — теперь официально. Вопрос якобы лоббируется ФСБ и Роскомнадзором. Им это нужно для того, чтобы следить за «неподконтрольной» России частью Интернета. Как пишет «Коммерсантъ», об этом заявила член рабочей группы при администрации президента Наталья Касперская. По ее словам, проект пока находится в стадии обсуждения.
В Роскомнадзоре Business FM опровергли информацию о заинтересованности ведомства в дешифровке интернет-трафика россиян. Вот что сказал радиостанции пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский:
Кроме того, сама Наталья Касперская сказала Business FM, что в публикации «Коммерсанта» «все переврано»: «Журналистка задала несколько вопросов по разным темам, потом все это сплющила в один ответ. Переврала, просто прямо переврала. Ну и что? Я не имею отношения к SSL-сертификатам нашей страны. Пресс-конференция была посвящена реестру отечественного программного обеспечения, а вовсе не «закону Яровой» и еще чему-то. Она начала выкрикивать вопросы по «закону Яровой», и целую группу вопросов я совершенно с недоумением сегодня с утра читаю, потому что ничего такого я не говорила. Точнее я говорила, но к разным местам относилось. Например, речь шла про рабочую группу, я действительно являюсь членом рабочей группы по администрации президента, но там не обсуждается «закон Яровой». Более того, в перечне поручений президента этого пункта нет. Значит, там создано несколько рабочих подгрупп, вот я являюсь руководителем одной рабочей подгруппы «Интернет плюс общество», где обсуждаются вопросы государственных услуг. А во второй рабочей подгруппе «Интернет плюс суверенитет» я являюсь заместителем руководителя, и там обсуждается импортозамещение в области IT. Там, в частности, тоже обсуждается шифрование, но совершенно в другом контексте. Шифрование с точки зрения использования отечественного шифрования для ответственных транзакций. Вот что обсуждается на рабочих подгруппах, это не имеет отношения к «закону Яровой». Поэтому здесь все спутано. Я не участвую в этом, нет. Наверное, ФСБ хочет, но это вопрос не ко мне. Адресуйте этот вопрос, пожалуйста, Федеральной службе безопасности».
Если следовать ранее опубликованным данным, Наталья Касперская заявила газете, что перехват и расшифровка интернет-трафика — абсолютно правильная вещь. «Сейчас у нас есть кусок Интернета, который совершенно неподконтролен собственной стране, это неправильно», передает издание слова члена рабочей группы при администрации президента. Однако такой путь может породить коррупцию, считает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев. «Все мы с вами совершаем платежи через Интернет в зашифрованном виде, и наша банковская тайна может быть доступна недоброжелателям. Я хочу сказать, что это огромная доля информации. Если ее дешифровать, то реально спецслужбы наши просто утонут в море данных, и мне почему-то кажется, наоборот, это направит их не на тот путь. Потребуют от каждой компании предоставления сертификатов по каждому пользователю. Это станет дополнительной нагрузкой для компаний-разработчиков, им придется выделить отдельный персонал, который будет контактировать со спецслужбами и информировать их о сертификатах. То есть это довольно-таки проблематично для малого бизнеса, это увеличит их штат и увеличит себестоимость продукта. Я не думаю, что это окажется проблематичным для «Яндекса», Google. В первую очередь это ударит по среднему и малому бизнесу. Сама дешифрация канала несложная, тут можно обойтись несколькими сотнями тысяч рублей, но у нас государство другое, у нас любят бюджеты более серьезные. Не исключено, что его бюджет раздуют на несколько миллиардов. Все зависит от того, как все-таки будут дешифровать канал. То есть его будут либо весь дешифровать, либо это все-таки будет установлено под конкретного пользователя».
По мнению директора по развитию платежного инструмента PayQR Вячеслава Семенчука, расшифровка всего трафика вряд ли коснется подготовленных злоумышленников: «Несомненно у правоохранительных органов должен быть инструмент для понимания, как, с точки зрения определенных запросов, получать сертификаты, к примеру, для легальной расшифровки, без взломов и подключения отдела «К» определенных переписок и данных пользователей, в том числе с зашифрованных сертификатами. Но давать полный доступ к этим сертификатам, полный доступ к расшифровке глобального российского трафика я бы все-таки не советовал. К сожалению, инициатива абсолютно не соотносится с темной стороной Интернета, это никак не влияет на тот же Tor, на другие возможности шифрации трафика и, соответственно, скорее, мы говорим о тех легальных наших гражданах, о каких-то легких нарушениях, которые наши правоохранительные органы смогут вытаскивать у людей неподготовленных. Людей же подготовленных, хакерские группы, террористов, которые имеют IT-бэкграунд и серьезную защиту, к сожалению, это абсолютно не выведет на чистую воду».
Ранее сообщалось, что ФСБ в рамках исполнения «пакета Яровой» обсуждает с Минкомсвязи и Минпромторгом возможность передать силовому ведомству право дешифровки интернет-трафика, чтобы анализировать его по ключевым запросам. Источники отмечали, что министерства настаивают: необходимо анализировать трафик только тех абонентов, которые попадали в поле зрения правоохранительных органов.