Дело топов «Домодедово» закрыли «за отсутствием состава преступления»
Как стало известно Business FM, решение о прекращении дела Следственный комитет принял еще 21 сентября. Это произошло после того, как защитник одного из обвиняемых обжаловал в суде неисполнение требования Генпрокуратуры
Читать на полной версииУголовное дело в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта «Домодедово» было прекращено с формулировкой «за отсутствием в их действиях состава преступления». Об этом Business FM сообщил Вячеслав Додонов — адвокат бывшего управляющего директора компании Domodedovo Airport Aviation Security Вячеслава Некрасова. Он пояснил, что постановление о прекращении дела было вынесено СК 21 сентября. Это стало известно на заседании Басманного суда Москвы, в ходе которого рассматривалась жалоба защитника Вячеслава Некрасова на бездействие СК.
«Оно выразилось в неисполнении требования исполнявшего обязанности генпрокурора России Александра Гуцана, который 1 июля вынес постановление о принятии незамедлительных мер для прекращения уголовного дела в связи с отсутствием в действиях фигурантов состава преступления. Он просил принять незамедлительные меры для устранения нарушений», — сказал защитник. Юрист добавил, что обжаловал бездействие СК в Басманном суде 5 сентября. Однако слушание по его обращению состоялось только сегодня, 23-го числа.
По словам защитника, на заседании следователь попросил прекратить производство по жалобе, ссылаясь на то, что «предмет обжалования отпал». В свою очередь, защитник сообщил, что отзывает свое обращение. В результате судья Артур Карпов производство по делу прекратил.
Решение СК закрыть дело в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта и его владельца Дмитрия Каменщика Вячеслав Додонов расценил «положительно»: «Они не совершали ничего, за что в УК предусмотрена ответственность». Защитник пока не знает, будут ли экс-обвиняемые обращаться в суд с требованием о компенсации за незаконное уголовное преследование. «Я еще не обсуждал этот вопрос со своим клиентом. Пока преждевременно об этом говорить», — сказал юрист. При этом Додонов отметил, что УПК предусматривает процедуру реабилитации.
Представляющий интересы потерпевших юрист Игорь Трунов заявил Business FM: поскольку уголовное дело прекращено по требованию прокуратуры, это не является реабилитирующим основанием и не дает экс-фигурантам права требовать возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. «Следственный комитет по-прежнему считает, что эти люди совершили преступление, но следователи не могли не исполнить требования исполнявшего обязанности генпрокурора», — пояснил он юридический нюанс.
Трунов сообщил, что потерпевшие по закону имеют право обжаловать в суде решение о прекращении дела. «Я как представитель потерпевших, имеющий доверенность от них, могу это сделать и не имея статуса адвоката (адвокатская палата Московской области лишила Трунова статуса 21 сентября — Business FM), но пока не знаю их отношения к этому. Потерпевшие только-только начинают мне отзваниваться», — продолжил Трунов. Ему поступило около десяти звонков. По словам юриста, у людей неоднозначное отношение к случившемуся: «Разный настрой. Некоторые, конечно, расстроены, потому что они считали, что наказывать жестко нельзя, но справедливость должна восторжествовать и транспортная безопасность, конечно была нарушена. Как показатель — это был не первый теракт в аэропорту. А некоторые говорят, что они довольны, и предприниматели не должны сидеть в тюрьме».
В настоящее время Вячеслав Некрасов является гендиректором компании «Новое качество дорог». Эта фирма занимается дорожным строительством и эксплуатацией дорог. На вопрос о том, как его клиент воспринял известие о прекращении дела, его защитник сказал: «Он очень рад, что все закончилось благоприятно». Некрасов лично присутствовал в суде. На заседание вместе с ним приехала его супруга.
Под следствие попали четверо бывших топов «Домодедово»: владелец аэропорта Дмитрий Каменщик, бывший директор аэропорта Вячеслав Некрасов, экс-управляющий директора Domodedovo Airport Aviation Security (эта компания обеспечивала безопасность аэропортового комплекса) Андрей Данилов и бывший глава компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом «Домодедово») Светлана Тришина. Они обвинялись в выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ).
В аэропорту «Домодедово» заявили, что «справедливость восторжествовала», и это произошло благодаря прокуратуре. «Хотелось бы выразить благодарность Генпрокуратуре РФ за их последовательную и принципиальную позицию по данному делу, благодаря чему справедливость восторжествовала», — сказал заместитель директора «Домодедово» по внешним связям Денис Нуждин. Он отметил, что прокуратура ранее трижды направляла в СК требование о прекращении дела, на которые следствие отвечало отказом. Более подробные комментарии он обещал дать на пресс-конференции, которая состоится в середине следующей недели.
Следствие утверждало, что в 2010 году руководители аэропорта и службы безопасности ввели новую систему досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, которая не обеспечивала стопроцентный досмотр посетителей. Это «повысило степень уязвимости аэропорта» и привело к тому, что 24 января 2011 года террорист-смертник Магомед Евлоев прошел в аэровокзальный комплекс со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв. В результате теракта погибли 37 человек, более 170 были ранены. Прокуратура и защита утверждали, что между действиями работников аэропорта и наступившими последствиями не было причинно-следственной связи — люди умерли в результате действий террориста — и настаивали на прекращении дела.
В середине мая 2016 года представители аэропорта «Домодедово» выплатили благотворительную помощь потерпевшим в результате теракта. Они получили от 100 тысяч рублей до 2 млн рублей в зависимости от причиненного ущерба.
В ходе следствия Андрей Данилов и Вячеслав Некрасов провели 2,5 месяца в СИЗО, а затем еще чуть больше трех месяцев под домашним арестом. Они вышли на волю после того, как 6 июня Мосгорсуд отменил домашний арест. Тогда же Мосгорсуд признал незаконным домашний арест Дмитрия Каменщика, под которым тот пробыл почти пять месяцев с 19 февраля 2016 года. Светлана Тришина пробыла в СИЗО три недели, а затем еще почти пять месяцев под домашним арестом. Последнюю фигурантку под подписку о невыезде освободил сам СК в начале июля.