Варя Караулова: «Я совершила ошибку»
Суд над студенткой МГУ Вараварой Карауловой начнется 5 октября и будет открытым. 22 сентября при продлении ареста девушка заявила, что осознала совершенную ошибку. Поверит ли ей тройка профессиональных судей, покажет время
Читать на полной версииДело студентки МГУ Варвары Карауловой, которая была завербована группой экстремистов и пыталась попасть в Сирию, будет рассмотрено в открытом режиме. Такое решение 22 сентября принял Московский окружной военный суд (МОВС). Процесс начнется 5 октября. Суд по ходатайству обвинения оставил подсудимую в СИЗО на время судебного разбирательства — до середины декабря.
На заседание суда в четверг приехали родственники Вари Карауловой. Мать, отец и бабушка, так и не сумевшие получить свидание с обвиняемой на следствии, через адвокатов пытались пообщаться с арестованной и узнать, не нужно ли ей чего. Сама обвиняемая, одетая в джинсы и темную ветровку-бомбер, уже не пыталась прятать лицо от публики. С заплетенными в аккуратную прическу волосами она выглядела более уверенно, хотя было заметно, что она волнуется.
Стоит отметить, что заседание 22 сентября хоть и не было названо предварительным слушанием, но фактически таковым являлось, с той лишь разницей, что проходило в открытом режиме.
Представитель прокуратуры просил оставить подсудимую под стражей до 14 марта 2017 года — на период судебного процесса. Он отметил, что если девушку освободить, она продолжит заниматься преступной деятельностью и может скрыться за пределами РФ, как это сделала раньше. Также он ходатайствовал о рассмотрении дела Александры Ивановой (после шумихи с уголовным делом Караулова сменила имя и фамилию) тройкой профессиональных судей в закрытом режиме.
Однако против этого категорически выступили адвокаты подсудимой Сергей Бадамшин и Гаджи Алиев. Во-первых, они просили изменить их подзащитной меру пресечения на любую другую, не связанную с лишением свободы, например, перевести ее под домашний арест в квартире в столичном районе Кунцево, где она проживала с мамой до заключения под стражу в октябре 2015 года. Во-вторых, они настаивали на открытом процессе.
11 месяцев в каменных стенах
Сергей Бадамшин отмечал, что содержание девушки в СИЗО нарушает ее право на защиту, поскольку адвокаты из-за недостатка в «Лефортово» свободных кабинетов для встреч могут видеться с Карауловой не более раза в неделю. Попасть же в изолятор бывает непросто: каждую пятницу защитникам приходится участвовать в жеребьевке в огромной очереди адвокатов. Бадамшин добавил, что следствие по делу уже завершено и основания для нахождения фигурантки в СИЗО отпали.
Сама девушка буквально умоляла выпустить ее на волю. «Я считаю, что совершила ошибку. Если бы я довела дело до конца, то наказала бы только саму себя», — сказала она. По словам Карауловой, она только «стала отходить от произошедшего» и адаптироваться к жизни, как была арестована. «Уже 11 месяцев я нахожусь в СИЗО. Все это время я не могу поговорить с родными», — пожаловалась девушка. Она призналась, что не сошла с ума только благодаря визитам адвокатов, которые приносят ей письма от родных. Студентка сетовала, что очень устала от каменных стен: «Хочется элементарно траву увидеть». «Если я попытаюсь скрыться, то я себе только жизнь испорчу», — подытожила она.
«А почему вас задержали?» — спросил ее судья Александр Абабков, занимающий высокий пост заместителя председателя МОВС по уголовным делам. «Я продолжала общаться с тем, с кем не надо было», — честно ответила из клетки с бронированным стеклом Варя Караулова.
Адвокаты просили отклонить просьбу обвинения о том, чтобы закрыть процесс, утверждая, что в деле имеется лишь одна секретная бумага — лист с данными сотрудника ФСБ, который участвовал в оперативной разработке девушки. Другие секретные документы в деле отсутствуют. Бадамшин предложил суду в закрытом заседании допросить данного свидетеля, а остальные слушания проводить при открытых дверях.
Приговор до Нового года
Выйдя из совещательной комнаты, судья назначил рассмотрение дела по существу на 5 октября в открытом режиме. В этот день прокурор озвучит фабулу обвинения, а подсудимая выскажет свое отношение к нему. Судить Варвару Караулову будет тройка профессиональных судей. Срок ее ареста сегодня продлили лишь до 13 декабря. Это может свидетельствовать о том, что затягивать разбирательство судьи не намерены и приговор девушке, скорее всего, будет вынесен до конца этого года.
Варваре Карауловой вменяется покушение на участие в деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Эта статья предусматривает наказание на срок от пяти до десяти лет заключения. За неоконченное преступление суд вправе назначить не более трех четвертей от максимального срока.
19-летняя студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова ушла из дома 27 мая 2015 года. Родителям она сказала, что уехала на учебу, но в университет так и не пришла. В начале июня она была задержана вместе с 13 другими россиянами в Турции при попытке перейти турецко-сирийскую границу. Предположительно, молодые люди планировали присоединиться к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Свою вину в инкриминируемом преступлении девушка не признала.
По словам защитников, девушка не отрицает, что участвовала в переписке с молодым человеком. Впоследствии оказалось, что это был вербовщик. Однако адвокаты уверяют, что Караулова не увлекалась идеями исламистов, а просто влюбилась в виртуального собеседника. «Она не собиралась быть террористкой. После возвращения домой, она продолжила переписку уже под контролем оперативников, которые фактически ее и спровоцировали», — заявил Business FM Бадамшин. Он отметил, что дома девушка держала черную собаку, которая спит у ее кровати. «По мусульманским же законам собака черного цвета не должна находиться дома, это «шайтан», — сказал адвокат. Он добавил, что мусульмане считают вообще любых собак «нечистыми животными».