Адвоката Игоря Трунова оставили без статуса, но он может получить его вновь
Решение приняла Адвокатская палата Московской области за публичную критику адвокатом коллег. Трунов планирует обратиться за защитой прав в суд. Однако признается, что шансов мало
Читать на полной версииАдвокатская палата Московской области сегодня лишила статуса известного адвоката Игоря Трунова. Поводом стало выступление юриста на пресс-конференции, в ходе которой он заявил о «наличии коррупции в адвокатуре России». По мнению юриста, причина того, что его лишили «корочки» кроется не только в этом. Он мешал «серьезным корпорациям», против которых вел дела.
Заседание Адвокатской палаты Подмосковья заняло не более получаса. Журналистов на него не пустили. Вскоре прозвучало решение. Оно было прогнозируемо — адвокаты сочли, что Трунов нарушил нормы профессиональной этики.
17 на одного
Дисциплинарное производство против Игоря Трунова инициировали 17 его коллег. Их задело выступление юриста на пресс-конференции, посвященной проблемам адвокатуры. Тогда Трунов заявил о «наличии коррупции в адвокатуре России», о незаконном избрании президентов большинства адвокатских палат России на четвертый срок (по закону на этом посту руководитель может находиться не больше двух четырехлетних сроков), а также о «незаконном давлении органов руководства адвокатуры на неугодных адвокатов».
12 июля квалификационная комиссия Адвокатской палаты Московской области нашла в действиях Трунова наличие дисциплинарного проступка. Он может быть констатирован, если адвокат нарушил требования закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» или Кодекс профессиональной этики. Трунову грозили три вида взыскания: вынесение замечания, предупреждения или лишение статуса.
Сам адвокат считал претензии в свой адрес необоснованными. По его мнению, наказать его можно было лишь за профессиональные действия. «Например, если я, допустим, взял деньги у клиента и не отработал, или я в суде вел себя неэтично — судью обозвал или нецензурно выражался», — привел он Business FM пример. По мнению Трунова, его нельзя было привлекать к ответственности за выступления перед прессой, это не попадает под дисциплинарную ответственность. К тому же, по словам Трунова, он говорил на пресс-конференции, как президент всероссийской общественной организации «Союз адвокатов». «Ее целью является общественный контроль и как результат деятельности — конечно, критика существующих проблем и коррупционных проявлений, которые есть везде», — продолжил юрист. — Если меня лишить статуса, то «адвокаты–несуны» (денег), встроенность адвокатуры в криминал никуда не денутся». Трунов убежден, что если он задел «кого-то из публичных лиц», то его коллеги могли подать иск о защите чести и достоинства. «При чем тут лишение профессии?», — недоумевает защитник. Юрист предположил, что его коллег могли больше всего тронуть его слова о несменяемости руководства адвокатских палат и «кумовстве», которое имеет место в большинстве адвокатских палат более чем 50 регионов. Трунов отметил, что глава АП Подмосковья Алексей Галоганов, например, находится у власти уже 28 лет. При этом срок его полномочий, как президента АП Московской области, начал исчисляться только с 2002 года, когда появился закон, регламентирующий сменяемость руководства. Но и в этом случае он должен был закончиться в 2010 году.
Надежды на суд
Впрочем, доводы юриста коллеги не услышали и прекратили его статус. Игорь Трунов заявил, что надеется на отмену решения Адвокатской палаты в Лефортовском суде Москвы. Однако юрист признался, что надежды на это «слабые». В перспективе защитник планирует обратиться в Европейский суд по правам человека.
Трунов полагает, что сегодняшнее решение было предрешено. «У сильного адвоката — сильные противники. Ветер-то ведь дует, скорее всего, с другой стороны — от тех оппонентов, против которых я выступаю. А это очень серьезные корпорации, крупные компании. И дело не только в проблемах адвокатуры. Мои противники пока побеждают, используя запрещенные приемы», — заявил он.
Первая попытка лишить известного юриста статуса была предпринята в феврале этого года. Тогда на Игоря Трунова и его коллегу Людмилу Айвар в адвокатскую палату пожаловался бывший клиент — бизнесмен из Дагестана. Последнему Трунов дал устную консультацию еще несколько лет назад. Впоследствии предприниматель отозвал свое заявление и дисциплинарное производство прекратили.
Председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Игорь Трунов — один из наиболее известных российских адвокатов. Он специализируется на защите прав потерпевших во время терактов, а также жертв авиакатастроф. Так, например, он представлял интересы потерпевших в деле о захвате заложников во время мюзикла «Норд-Ост», участвовал в деле о крушении российского самолета над Синаем, а также представлял интересы пострадавших в деле о теракте в «Домодедово» в 2011 году.
По мнению юристов, лишение адвоката статуса не мешает ему в будущем вновь обратиться в Адвокатскую палату любого региона с заявлением о присвоении ему такого статуса. «По данному вопросу в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» имеется определенный правовой «пробел», поскольку законом не установлено никаких специальных сроков или дополнительных требований для лиц, статус адвоката которых был прекращен, и желающих получить его вновь», — прокомментировала Business FM ситуацию адвокат адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Галина Иванова. Она добавила, что к сдаче квалификационного экзамена не допускаются только недееспособные или ограниченно дееспособные лица, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. «Таким образом, ничто не препятствует господину Трунову завтра же обратиться с заявлением о присвоении ему статуса адвоката в любую адвокатскую палату России, в том числе, в ту же самую Адвокатскую палату Московской области», — резюмировала она.
Как он поступит, Игорь Трунов пока не решил. Он может практиковать и как юрист, даже не имея статуса адвоката. «Для меня сегодняшнее решение — это неожиданность, — признался защитник. — Оно было вынесено за рамками закона и разумных действий. Я пока не переварил эту ситуацию».