Каждый за себя: кризис показал, каким из столичных ТЦ удалось угодить покупателям
При средней вакантности в 8-11% некоторые торговые центры Москвы стоят полупустыми, в то время как другие заполнены почти на 100%
Читать на полной версииВ столичном сегменте торговых центров кризис расставил все на свои места. При среднем уровне вакантности, который, по разным оценкам, колеблется от 8% до 11%, некоторым ТЦ удается заполнить более 98% площадей, а другие вынуждены оставаться полупустыми. И если раньше одним из главных секретов успеха считалась удачная локация, то сейчас практика показывает, что в наиболее выигрышном положении оказываются проекты, сумевшие адаптировать свою концепцию к «требованиям времени».
Снижение доходов населения сыграло на руку аутлет-центрам, которые не испытывают недостатка в покупателях, а потому становятся востребованными среди арендаторов. Благодаря этому многие из них могут позволить себе расширение торговых площадей за счет строительства новых очередей.
Неплохо идут дела и у строительных и мебельных центров, а вот специализированные обувные моллы сдают позиции: соответствующие ритейлеры охотнее размещаются в классических ТЦ.
Наталья Якименко региональный директор департамента управления недвижимостью и эксплуатации компании JLL «Если говорить о торговых центрах, которые запускались в сложный период 2014-2016 годов, наименьший объем вакантных помещений фиксируется в объектах районного формата (около 14%). Именно районный ТЦ, ориентированный на товары повседневного спроса и понятный как потребителю, так и арендатору, является одним из наиболее устойчивых форматов сегодня. При этом, безусловно, вне зависимости от формата объект может быть успешным и сегодня при открытии в удачной локации и зоне низкой конкуренции. Если говорить о менее устойчивых форматах торговых центров, то это, к примеру, морально устаревшие объекты без реконцепции, недавно открывшиеся ТЦ, имеющие недостатки в концепции и расположении, в том числе появившиеся на перенасыщенном рынке, объекты со сложносочиненной структурой принятия решений и с отсутствием быстрой реакции на экономические условия».
Понятно, что сейчас не самый лучший момент для ввода новых площадей, однако девелоперы вынуждены запускать проекты, строительство которых началось еще в докризисный период. Таким образом, за восемь месяцев текущего года рынок пополнился 230 тысячами квадратных метров арендопригодных площадей в качественных торговых центрах, до конца года заявлено еще 210 тысяч квадратных метров. Если эти планы осуществятся, что результат 2016 года все равно будет примерно на 25% ниже прошлогодних показателей.
Дина Постоленко исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International «Развитие московского рынка торговой недвижимости сохранит тенденции последних полутора лет, а именно ухода от стратегии активного развития к стратегии разумного и взвешенного ведения бизнеса как для девелоперов, так и для ритейлеров. В условиях сокращающегося потребительского спроса, труднодоступного банковского финансирования и ограниченного объема иностранных инвестиций на рынок будут выходить преимущественно высококачественные объекты. Кроме того, постепенное улучшение экономической ситуации даст новый толчок для выхода новых брендов на российских рынок и развития уже присутствующих сетевых ритейлеров. Тем не менее не стоит ожидать агрессивной экспансии ритейлеров, наблюдавшейся до кризиса 2014 года. Плавного восстановления рынка девелопмента торговой недвижимости в Московском регионе следует ожидать не ранее 2020 года».
Аналитики уверены, что в ближайшую пятилетку ввод новых площадей будет только снижаться, и на это есть как минимум две причины. Во-первых, девелоперы будут крайне осторожно затевать строительство, а во-вторых, ритейлерам для начала предстоит заполнить «пустоты» в уже существующих ТРЦ.