Группа латиноамериканских государств, входящих в Alianza Bolivariana para las Americas (ALBA) официально объявила в минувшие выходные о переходе на коллективную «виртуальную» валюту, призванную стать альтернативой доллару. По злой иронии, участники антидолларовой инициативы назвали свое детище «сукре». Так до недавнего времени именовалась национальная денежная единица одного из участников коллективной инициативы — Эквадора; однако после того, как в конце девяностых Эквадор оказался на грани банкротства, сукре был заменен долларом, каковой и остается на сегодня единственным легальным платежным средством южноамериканского государства.

Много символики, мало конкретики

Историческое решение обзавестись собственной латиноамериканской денежной единицей было принято в боливийском городе Кочабамба (Cochabamba) на седьмом саммите ALBA. Сама аббревиатура переводится с испанского как «рассвет», что участникам организации представляется символичным.

Выбранная ими новая виртуальная валюта для «искоренения зависимости от американского доллара в региональной торговле» получила скучное название Единой системы региональной компенсации (Sistema Unico de Compensacion Regional), которое в сокращенном виде звучит в высшей степени символично — SUCRE. Символично, поскольку это фамилия одного из героев двухсотлетней давности войны Латинской Америки за независимость от Испании и, как уже говорилось, название денежной единицы Эквадора в более недавнем и менее славном прошлом.

Участники мероприятия, среди которых доминировал президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez), отметили, что создание виртуальных антидолларов — это лишь первый шаг на пути к появлению в Южной Америке собственной коллективной валюты. Колоритный президент Боливии Эво Моралес (Evo Moralez) — первый индеец кечуа, возглавивший это южноамериканское государство (до прихода к власти он возглавлял Ассоциацию сборщиков листьев коки) — предложил назвать будущую квазивалюту pacha, так на языке его предков именуется слово «земля».

«Рассвет» над Андами

В организацию ALBA входят, помимо упомянутых Венесуэлы и Боливии, также Эквадор и Никарагуа. Кроме них, в саммите в Кочабамбе принимали участие представители Кубы и ряда мелких островов Карибского бассейна. Все эти страны в той или иной мере зависят от нефтедолларов Уго Чавеса, который в обмен на обещания экономической помощи требует поддержки его антиамериканской риторики.

Как написала выходящая в Кочабамбе боливийская газета La Opinion, Уго Чавес «украл шоу» у номинального хозяина саммита, президента Эво Моралеса. Чавес непрерывно разглагольствовал, перебивал остальных участников, а когда по ходу дискуссии у него отключился микрофон, забрал микрофон из рук опешившего Моралеса. Временами казалось, что Моралес — гость Чавеса, отмечает издание.

Не секрет, что и большинство остальных участников встречи также находятся в плену антиамериканской риторики венесуэльского президента-социалиста. На данный момент трудно понять, существует ли реальная основа под декларацией о создании в рамках ALBA регионального торгового «народного» блока, обслуживать который, собственно, и призвана продекларированная виртуальная валюта.

В чем не приходится сомневаться, так это в том, что на деньги Чавеса будет предпринята попытка создания «наднациональных» латиноамериканских СМИ, прежде всего, телеканалов и радиостанций, о чем было заявлено в Кочабамбе. Чавес фактически национализировал венесуэльские СМИ, но за пределами его страны он, по его мнению, является жертвой «империалистической пропаганды».

«Специальный гость» из Москвы

Прошедший саммит ALBA стал седьмым по счету, но, в отличие от предыдущих, его почтил в качестве «специального гостя» высокопоставленный чиновник из России, глава Совета безопасности Николай Патрушев. Как сообщает испанская газета El Pais, бывший директор ФСБ выразил поддержку Москвы интеграционным процессам в Латинской Америке и заверил от имени участников регионального блока мировую общественность в том, что их действия не угрожают интересам третьих стран.

На этой неделе один из участников саммита в Кочабамбе — президент Эквадора Рафаэль Корреа (Rafael Correa) прибудет в Москву. Накануне этого первого в истории двух государств визита Корреа заявил, что намерен поднять на встречах со своими российскими собеседниками вопросы сотрудничества «в сфере обороны».