ОБНОВЛЕНО 14:08

На швейцарских счетах семьи врио начальника антикоррупционного главка МВД Дмитрия Захарченко обнаружили 300 млн евро — это почти 22 млрд рублей. Об этом пишет «Росбалт» со ссылкой на источники в правоохранительных органах.

Ранее в квартире у сестры следователя сотрудники ФСБ обнаружили валюту почти на 8 млрд в рублевом эквиваленте, что стало одной из самых крупных изъятых сумм за последние годы. Источник «Росбалта» рассказал, что в распоряжении ФСБ оказались документы о счетах офшорных фирм, которые зарегистрированы на 53-летнего Виктора Захарченко — отца Дмитрия Захарченко. Всего обнаружено шесть таких счетов, преимущественно в Rothschild Bank и женевском отделении Dresdner Bank. На каждом из которых находятся суммы от 45 до 47 млн евро, в общей сложности около 300 млн евро. Это колоссальные суммы, происхождение которых сейчас выясняется. Понятно, что речь идет не только о средствах «Нота-банка», как это предполагалось прежде, отметил собеседник агентства.

9 сентября в кабинете, автомобиле и квартире Захарченко прошли обыски. На рабочем месте полковника были найдены 170 тысяч долларов и 5 тысяч евро. В квартире сестры арестованного на Мичуринском проспекте сотрудники ФСБ обнаружили более 120 млн евро и несколько сотен миллионов рублей. Общая сумма найденной наличности составляет около 8 млрд руб. В СМИ появились фотографии найденных денег, упакованных в десятки клетчатых сумок и коробок.

Портал Life.ru сообщал, что семья Захарченко специально купила для хранения денег четырехкомнатную квартиру в Москве стоимостью 85 млн рублей, одна из комнат была переделана под сейф с кодом на двери. Источники ТАСС, «РИА Новости» и «Интерфакса» рассказали, что найденные деньги по версии следователей, могут являться частью активов «Нота-Банка» и принадлежат полковнику.

Также, по словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, Дмитрий Захарченко также помог бежать дизайнеру Фатиме Мисиковой, которой следствие заинтересовалось после перестрелки на Рочдельской улице. После инцидента были арестованы «вор в законе» Захарий Калашов, а затем начальник управления СК Михаил Максименко и замначальника ведомственного управления по Москве Денис Никандров.

Новые факты в деле Захарченко Business FM обсудила с известным юристом Ильей Новиковым:

Илья Новиков юрист «То, что у вас нашли гигантскую сумму, пока еще не привязывает вас ни к какому конкретному преступлению. Потому что дело, насколько мне известно, возбудили по статье о взяточничестве. В постановлении упоминается единственный эпизод, там, по-моему, фигурирует сумма 7 млн рублей. Провести какую-то доказательную тропинку от этих 7 млн ко многим миллиардам, ну, это отдельная работа. Я так понимаю, что следствие сейчас находится в непростой ситуации, я не уверен, что, возбуждая это дело и приходя с обыском, они точно понимали или хотя бы примерно, о каких суммах идет речь. Гораздо более похоже, что та сумма, которая изъята в кабинете, порядка 170 тысяч долларов, вот это гораздо более типичный масштаб цифр, когда, что называется, берут с поличным какого-то высокопоставленного следователя. Дело в том, что у нас по целому ряду дел была ситуация, когда российский суд или российское следствие на каком-то из этапов говорили: поскольку российский адвокат действует на основании закона в адвокатуре, который действует в РФ и тем самым ограничивается границами России, то никакие действия по добыванию информации — ни опрос свидетелей, ни получение документов — невозможны. Если адвокат чего-то хочет, он должен обращаться с ходатайством к следователю, чтобы следователь своими полномочиями обратился в Генеральную прокуратуру России, послал запрос и так далее. Вот мы сейчас с целой группой коллег пытаемся добиться от нашего пока еще адвокатского руководства, прежде чем выходить на Минюст с этим вопросом, твердой позиции о том, что все-таки мы имеем право получать документы за границей, мы имеем право встречаться со свидетелями. И для этого дела, я думаю, это будет как раз такой пробирный камень для всей этой истории».

Как теперь может измениться отдел по борьбе с коррупцией, стоит ли ожидать новых задержаний?

Антон Цветков председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ «Ведомство уже который год лихорадочно трясет и, фактически, если посмотреть крайние годы, то, наверное, не побоюсь этого слова, каждый год там происходят те или иные коррупционные скандалы. Это была ситуация и с Хоревым, потом, соответственно, с Колесниковым и с Сугробовым, сейчас вот эта ситуация. По-разному можно к этому относиться, но надо понимать одно: к сожалению, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями всегда были коррупционно емкими. И жулики, негодяи, которые приходили в полицию именно не столько работать, а больше зарабатывать, они старались прорваться именно в эти подразделения. Потому что, если посмотреть, даже элементарно, те автомобили, которые стоят перед этими подразделениями или тот стиль одежды, который, собственно говоря популярен у сотрудников этих подразделений, он резко отличается, например, от подразделений по общественной безопасности, по уголовному розыску. То есть это не секрет, что люди жили в основном и работали там достаточно состоятельные и, конечно же, мы прекрасно понимаем, что большинство из них туда пришли совершенно с другого финансового уровня. Но в то же время там много честных и порядочных людей».

Источники «Росбалта» также сообщают, что оперативным путем было установлено: Захарченко поддерживал тесные отношения с владельцами и руководителями ряда банков. Глава одного из них познакомил полковника с лицами, которые, как предположил источник, еще при прежнем руководстве РЖД «плотно «сели» на финансовые потоки данной компании и «не слезли» с них до сих пор».

Накануне глава МВД России Владимир Колокольцев поручил проверить руководство антикоррупционного главка ведомства. Также по словам источника «Росбалта», Дмитрий Захарченко помог бежать дизайнеру Фатиме Мисиковой, которой следствие заинтересовалось после перестрелки на Рочдельской улице. После инцидента были арестованы «вор в законе» Захарий Калашов, он же Шакро Молодой, а затем начальник управления СК Михаил Максименко и замначальника ведомственного управления по Москве Денис Никандров. Ситуацию для Business FM прокомментировала основатель и директор Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Ольга Романова:

Ольга Романова основатель и директор Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Вот эта перестрелка на Рочдельской, это же была совершенно эпическая вещь в плане даже ее описания, когда адвокаты вступили в перестрелку с дизайнерами из ресторана, который принадлежал Фатиме. Но дело в том, что кто такие адвокаты? Адвокаты — это чаще всего бывшие следователи или бывшие прокуроры. Так как речь шла о том, что они как раз бывшие подчиненные господина Захарченко, то, собственно, эта связь была налицо. Вот за эту ниточку было не потянуть разве что только очень коррумпированному следователю. Хорошо, что потянули. Конечно, это следствие этой истории, потому что, конечно, дело Шакро Молодого — это, прежде всего, дело ФСБ и они, конечно, не могли не знать, что Шакро Молодого крышуют люди из Следственного комитета и из МВД. И, поскольку, это всегда были конкурирующие фирмы, ну и вообще, святое дело таких людей, конечно, привлекать, тут что и говорить. Тут перестрелка на Рочдельской, где живет пол правительства, где Собянин живет. Ну, как? Да еще перестрелка дизайнеров с адвокатами. Я думаю, что Захарченко в этой истории точка с запятой, невозможно просто так взять и хранить общак у себя, даже если ты очень влиятельный полковник. Все-таки, смотрите, это ведомство антикоррупционное в МВД, оно уже который раз фигурирует примерно в этом контексте. Давайте не будем все-таки забывать о деле Сугробова и Колесникова, которое еще даже в суд не передано и один из генералов погиб. Здесь речь идет о системном сбое, о системной ошибке. Знаете, как вот в тюрьмах очень тяжело отличить на взгляд охранника и сидельца, то есть это очень похожие люди, так и выше. Очень трудно отличить вора в законе от генерала».

Дмитрий Захарченко обвиняется во взятке и злоупотреблении служебными полномочиями. Сам он вину не признает и отрицает свою причастность к найденным в квартире его сестры деньгам.

Пресненский суд арестовал полковника до 8 ноября, сейчас он находится в СИЗО. После задержания Захарченко глава МВД России Владимир Колокольцев поручил проверить руководство антикоррупционного главка ведомства.