«Игра на нервах»: три метра между российским Су-27 и самолетом США
Американские военные назвали приближение истребителя РФ к их самолету-разведчику в Черном море «небезопасным и непрофессиональным». Действительно ли инцидент был таким опасным, как говорят в Пентагоне?
Читать на полной версииУ границы России над Черным морем произошел резонансный военный инцидент. Российский истребитель Су-27, поднятый с крымского аэродрома Бельбек, совершил сближение с американским самолетом-разведчиком Poseidon. В заявлении Пентагона говорится, что перехват продолжался около 19 минут, Су-27 первоначально поддерживал дистанцию около 10 метров, а затем приблизился на расстояние трех метров.
Американские военные назвали пролет «небезопасным и непрофессиональным» и подчеркнули, что самолет ВМС США осуществлял рутинные операции в международном воздушном пространстве. В Минобороны России сближение не отрицают, но настаивают на том, что пилот Су действовал в строгом соответствии с международными правилами совершения воздушных полетов. По данным ведомства, американцы приближались к границе России без включенных транспондеров.
Сближение Су-27 в Минобороны объяснили тем, что российские пилоты пытались зафиксировать бортовые номера американцев. Действительно ли это настолько опасно, как говорят в Пентагоне?
Магомед Толбоев Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель «У нас есть такой подход — просто войти снизу, метра три под килем. Высота киля у Су-27 1,57 метра, добавляет безопасность еще 1,5 метра. Три метра подход под фюзеляжем, выходит перед ним и включает форсаж. И он вообще теряет дар речи. Это наш такой прием. Если бы я был на месте этих ребят, я показал бы им. Ну они подошли и отошли. Ну и что? Что случилось-то? Американцы рухнули что ли от этого?»
Скорость полета Су-27 может достигать 2,5 тысячи километров в час. При таком движении самолет за секунду может преодолеть расстояние в 500 метров.
Маневрирование в нескольких метрах от другого воздушного судна может стать причиной трагических инцидентов, как это уже не раз случалось, говорит старший научный сотрудник ПИР-Центра, профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Вадим Козюлин старший научный сотрудник ПИР-Центра, профессор Академии военных наук «Я бы назвал это провокацией в ответ на провокацию, игра на нервах друг у друга. Все чаще сегодня говорят о том, чтобы как-то отрегулировать подобного рода инциденты, принять правила, в рамках которых военные будут себя вести при сближении самолетов. Нечто подобное недавно американцы подписали с Китаем. Как я знаю, российская сторона предлагает начать обсуждение этого вопроса. Думаю, что к этому рано или поздно придет. Не стоит, наверное, усугублять значение подобного рода инцидентов, но это, в общем, практика «холодной войны». Эти времена возвращаются, что, наверное, для нас беспокоящий сигнал. Однажды случилось так, что, совершая подобный маневр, китайский летчик столкнулся с разведывательным американским самолетом и погиб. Но к чему это ведет? К разжиганию каких-то агрессивных чувств в обществе. Наверное, это нам не очень нужно сегодня».
Ошибка пилота в таких ситуациях вполне возможна, но сам факт американской жалобы на инцидент следует воспринимать в более широком контексте, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «Не вдаваясь в технические подробности, кто нарушал или кто не нарушал, три метра — это, конечно, довольно филигранная или предельная высота пролета, и здесь действительно могут быть допущены пилотами ошибки. Но я лично на сегодняшний день вижу это в более широком контексте американской предвыборной кампании. Я могу сказать вам со всей определенностью, что в США в ходе предвыборной кампании резко усиливается воинственная риторика Хиллари Клинтон. Она прямо заявляет о том, что будет проводить жесткую политику, так сказать, давление или противодействие РФ. Неважно, как она ее называет, агрессией или чем-то еще, дело все в том, что фактически администрация Обамы и предвыборный штаб Хиллари действуют и работают в тесном контакте и во взаимодействии. Они выступают единым фронтом».
Инцидент произошел во время масштабных учений в Южном федеральном округе «Кавказ-2016». Военные маневры одновременно проходят в Крыму, на Северном Кавказе и юге России, а также в Черном и Каспийском морях. В них задействованы 13 тысяч солдат и офицеров, а также авиация, боевая техника и корабли. По данным «Интерфакса», 8 сентября ради учений будет приостановлена работа четырех международных аэропортов на юго-западе России, десятки рейсов задержаны или отменены. Маневры завершатся 10 сентября.