Российские роботы покоряют мир
Как с нуля создать в России производство инновационных роботов и за три года выйти с ними на мировой рынок? Business FM – об успехе компании «Промобот» и о том, почему иногда бывает полезно не закрывать ворота
Читать на полной версииЧтобы построить компанию с многомиллионным оборотом, о которой знает весь мир, Олегу Кивокурцеву потребовалось три года и один сбежавший робот. Но обо всем по порядку. Пятикурсник Пермского технологического университета вместе с друзьями планировал делать роботизированную снегоуборочную технику. Пока на одной из выставок не узнал об огромном спросе на сервисных роботов. На прототип ушло четыре месяца. И вскоре молодой компании удалось продать первую десятку машин — по 300 тысяч рублей за штуку. На эти деньги «Промобот» доработали своего робота, и во время испытаний модель в прямом смысле сбежала от создателей. Вспоминает Олег Кивокурцев.
Олег Кивокурцев глава компании «Промобот»«Мы тестировали новую систему позиционирования и передвижения роботов, один из инженеров забыл закрыть ворота на тестовом полигоне, робот этим воспользовался и выехал в эти ворота. Примерно через 40-50 минут мы обнаружили пропажу робота и нашли его на проезжей части. К тому моменту он уже успел отъехать достаточно далеко, порядка 100 метров, остановился на проезжей части и вызвал небольшой затор. Мы его нашли в окружении полицейских».
Полицейские хотели наказать владельцев робота за хулиганство, но на первый раз простили. А история получилось такой необычной, что уже через несколько дней о ней написали ведущие мировые издания. О «Промобот» стало известно за рубежом. С компанией связались британцы и без долгих переговоров купили сразу пять машин. Позднее появились клиенты из США и самые крупные заказчики из Китая. Наш робот оказался более продвинутым, чем его европейские аналоги, и более качественным, чем китайские. Это совершенно автономная машина, которой для работы нужна только батарейка. Робот может служить гидом, администратором или промоутером, главное закрывать ворота, чтобы не уехал. Сейчас у компании около ста контрактов, полторы сотни проданных роботов и история, как построить инновационный бизнес без участия государства. Продолжает Олег Кивокурцев.
Олег Кивокурцевглава компании «Промобот»
«Мы единственный раз выиграли в конкурсе GenerationS 1,25 млн рублей. Но мы уже трижды выплатили эти деньги в качестве налогов. И все, в принципе, больше от государства денег не просили, не брали. Бывает, предприниматели говорят: почему государство нам не дает денег, мы такие передовые. Это никогда работать не будет. Нужно просто идти и делать. У государства совсем другие функции: есть специальные институты, которые дают деньги. Нужно этим и пользоваться».
С продукцией «Промобот» работает одна из самых известных компаний в России — «Корпорация роботов». Ее генеральный директор Игорь Никитин рассказывает о перспективе производства российских сервисных роботов.
Игорь Никитин генеральный директор «Корпорации роботов»«С точки зрения перспектив таких роботов вообще в плане мировой экономики, я бы сказал, что первичный интерес бизнеса к этим видам роботов немножко утрачен. Потому что вот уже многие годы мы не видим каких-то серьезных прорывных историй. Таких роботов, аналогов промоботов, очень много. Это и роботы голландские, японские, корейские. Все они в основном выполняют одни и те же функции».
Последний навык, которым овладел промобот — ловля покемонов в одном из торговых центров Новокузнецка. История не из разряда прорывных, но и детищу пермской компании всего три года. По человеческим меркам — ребенок. Пусть пока играет.