Елена Федонина сняла 50 тысяч рублей в основном крупными купюрами, 35 из которых сразу отдала своей знакомой. И через день обнаружила, что одна 5000-ная купюра в ее кошельке на самом деле склеена из трех частей, одна из которых от 100-рублевки. Позднее в сумме, которую она передала знакомой, была обнаружена вторая подобная купюра. Рассказывает потерпевшая Елена Федонина.

Елена Федонина жительница Москвы«После работы я заехала в ближайшее к банкомату отделение банка. Мне пытались задать вопрос: «Может быть, вам на сдачу эту купюру дали в магазине?». Я, правда, уточнила, с какого номинала мне дали такую сдачу. Купюру, которая была у меня на руках, ее в отделении банка проверили на фальшивость. Эта купюра, получается, склеена из трех частей разных номиналов: две части купюры от номинала 5 тысяч рублей и одна часть от ста рублей. И при этом все три части подлинные, т.е. это не подделка, это просто склейка. Заявление у меня приняли, вызвали полицию сразу же. Приехала полиция, оформила передачу мной добровольно этой купюры им. Они будут в течение 15 дней проводить проверку, и дадут мне какой-то ответ. В Facebook я написала в группу «Сбербанка», и оттуда пришел мне ответ, что подобная ситуация невозможна. Большой блок текста написали о степенях проверки купюр, как охраняется и проверяется хранилище денег, как заправляются кассеты и т.д. Но написали, что они сожалеют, что я вынуждена волноваться».

В последнее время были случаи, когда злоумышленникам удавалось вносить в банкоматы, имеющие функции приема денег, недействительные купюры, в том числе и изготовленные путем разрезания и склейки. Но в кассету, из которой средства выдаются, они попасть не могли, уверен заместитель директора исследовательского центра Digital Security Роман Бажин.

Роман Бажин заместитель директора исследовательского центра Digital Security «Интересный случай. Получается, что каким-то образом эта купюра попала в кассеты диспенсера (того устройства, которое выдает деньги). Дело в том, что диспенсер никак не распознает те купюры, которые он выдает: он четко знает, в нем заложена программа, что в такой-то кассете находится, к примеру, пятитысячная. И все, следовательно эта купюра изначально была в этой кассете. Она не могла никак из купюроприемника попасть в диспенсер без человеческого участия. Получается, что это ошибка оператора, который закладывал купюры в кассеты диспенсера».

Если подобное событие, действительно, имело место, то банку следует обратить на него самое пристальное внимание и не затягивать с ответом, считает адвокат Сурен Аванесян.

Сурен Аванесян адвокат «Любой банкомат оснащен средствами видеонаблюдения, поэтому желательно перед этими средствами видеонаблюдения зафиксировать это самое недоразумение. После чего обратиться в банк с соответствующим заявлением, и желательно с этим вопросом не тянуть. В данном случае банк должен провести проверку, которая должна показать, имело ли место данное событие, и если имело, то в силу чьего умысла. Такая проверка должна будет закончиться возбуждением уголовного дела, потому что купюры сами по себе не срастаются. Она не пыталась снять 100 рублей, и ей выдали этого кентавра, сросшегося с 5 тысячами. Если этот ущерб был, и этот ущерб был причинен по вине банка в силу какого-то недоразумения или в силу каких-то противоправных действий третьих лиц, то надо понимать, что эти самые третьи лица не проходили мимо. Это противоправные действия неких лиц, являвшихся сотрудниками банка, поэтому если подобный ущерб имел место по вине сотрудников банка, то банк этот ущерб возместить обязан. А если банк каким-то образом взвешивает свои репутационные риски, то банк вполне резонно может ожидать шквала подобных ущербов со стороны других заявителей».

Подделка купюр путем их разрезания и склейки появилась приблизительно три года назад. В начале 2016 года некоторые банкиры предложили ввести в связи с этим новую статью в Уголовный кодекс.

Однако с точки зрения МВД подобная специальная статья не нужна. Следует лишь поменять пояснение того, что следует считать подделкой к статье 186 УК «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг».

А вот Центробанк со своей стороны считает, что склеенные купюры формально вообще не являются подделками. Поэтому речь может идти лишь о применении уголовной статьи «Мошенничество». Business FM обратилась в «Сбербанк» за комментарием, но там сказали, что не слышали об описываемой ситуации.