Мосгорсуд в четверг признал незаконным решение Следственного комитета Москвы, который отказался прекратить второе уголовное дело пластического хирурга Владимира Тапии Фернандеса. Ему вменялись «насильственные действия сексуального характера» в отношении своей падчерицы.

Это уже второе уголовное дело против доктора. Первое завершилось 23 декабря 2013 года оправдательным вердиктом присяжных. Они единогласно решили, что события преступления не было, и врача попросту оговорили.

Два года в СИЗО

Пять лет назад с заявлением в правоохранительные органы на 57-летнего доктора обратилась его 34-летняя супруга Наталья. Она утверждала, что Тапия Фернандес на протяжении нескольких лет, с 2002 по 2011 годы, насиловал и развращал ее дочь от первого брака 1998 года рождения Анастасию и их общего сына Владимира, родившегося в 2006 году. Женщина сообщила, что ей стало известно о фактах сексуального насилия только недавно. Хирургу вменили 44 эпизода. А его действия квалифицировали как «изнасилование», «насильственные действия сексуального характера» и «развратные действия» (ст. 131, 132 и 135 УК РФ). По этим статьям ему грозило до 20 лет заключения. В октябре 2011 года Тапию Фернандеса арестовали. В СИЗО врач провел больше 2 лет, прежде чем присяжные единогласно его оправдали. Фернандесу удалось убедить «народных» судей в том, что дети оговорили его с подачи матери, с которой он решил развестись». Доктор утверждал, что с помощью уголовного дела Наталья хотела облегчить процедуру раздела имущества (по данным Bussiness FM, женщине в итоге досталась половина всего, чем владел супруг). Надо сказать, что к тому времени Тапия Фернандес был хорошо известен в медицинских кругах. В 1993 году он организовал первое частное медицинское учреждение — клинику пластической хирургии «Тапиа». С 2001 года являлся учредителем и генеральным директором образовательного центра в области эстетической пластической хирургии In Vivo, а в 1993-1997 годах занимал должность главного врача и генерального директора Центра косметологии, пластической хирургии и эстетической медицины. Кроме того, Фернандес являлся членом российских и зарубежных обществ эстетических и пластических хирургов.

Новое дело

Сразу же после оправдательного приговора Тапия Фернандес уехал на родину, в Боливию. Впоследствии Верховный суд признал его оправдание законным. Однако еще до завершения первого процесса в Мосгорсуде, 15 марта 2013 года, ГСУ СКР по Москве возбудило в отношении врача еще одно уголовное дело по выделенным в отдельное производство эпизодам. Фернандесу инкриминировали «изнасилование» и «насильственные действия сексуального характера» (ч 4 ст. 131 и ч 4 ст. 132 УК РФ). На этот раз в деле речь шла о нескольких эпизодах растления падчерицы в 2009-2011 годах, во время отдыха в Турции и на Сейшельских островах, когда девочке было 10-13 лет. 16 июля 2014 года Тапия Фернандесу заочно предъявили обвинение, а самого его объявили в федеральный розыск.

В течение следующего года защита медика пыталась добиться прекращения его уголовного преследования, утверждая, что оно незаконно. В итоге к доводам адвокатов прислушалась Генпрокуратура. 21 июля генпрокурор Юрий Чайка внес в адрес председателя СКР Александра Бастрыкина требование. В нем глава надзорного ведомства предписывал устранить нарушения закона, допущенные в ходе расследования второго дела Фернандеса: отменить постановление о привлечении его в качестве обвиняемого и прекратить уголовное преследование врача.

Прокуратура против следствия

Однако 29 июля 2015 года Александр Бастрыкин вынес постановление о несогласии с требованием генпрокурора. Это решение защита обвиняемого обжаловала в Пресненском суде Москвы, который 6 октября 2015 года признал его незаконным и обязал отменить. 29 декабря 2015 года ГСУ СКР по Москве вынуждено было вынести постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования Тапии Фернандеса. Однако 10 марта этого года данное решение было частично отменено волей заместителя начальника Главного следственного управления СК по Москве Сергея Синяговского. Он распорядился отменить предыдущий документ в части закрытия уголовного дела и поручил возобновить расследование.

Защите пришлось оспаривать эти действия в суде. Несмотря на то, что следствие было уведомлено о дате заседания, на процесс из СКР Москвы никто не пришел. В итоге 20 июля Пресненский суд столицы отменил процессуальное решение Синяговского, признав его неправомерным.

Однако история на этом не закончилась. Решение Пресненского суда столицы оспорили в Мосгорсуде потерпевшая Анастасия Иванова и ее мать Наталья, которая до совершеннолетия девушки являлась ее законным представителем. В своей апелляционной жалобе заявительницы просили отменить решение районного суда, ссылаясь, что они не были извещены о дате судебного разбирательства. Кроме того, потерпевшая и ее законный представитель указали, что СКР Москвы 14 июля уже прекратил уголовное дело Фернандеса «в связи с отсутствием события преступления».

В четверг, 1 сентября, Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу потерпевшей, оставив в силе решение Пресненского суда и тем самым подтвердив, что уголовное дело в отношении врача должно быть закрыто.

Обратно в Россию?

По словам адвоката экс-обвиняемого Александра Гофштейна, теперь у его клиента появились серьезные основания задуматься над возвращением в Россию. Он отметил, что на протяжении последних трех лет Тапия Фернандес вынужден был скрываться в Боливии, где у него сильно пошатнулось здоровье, подорванное двухлетним пребыванием в российском СИЗО. Сейчас Фернандес не оперирует и испытывает серьезные проблемы со зрением. «Конечно, в уголовном процессе никто не даст гарантий, что уголовное преследование не возобновят, но на сегодняшний день отсутствие оснований для уголовного преследования Тапия Фернандеса признано решениями руководителя прокуратуры и судами разных инстанций», — отметил защитник. Он считает, что причиной затянувшегося преследования врача стало нежелание следователей признать свои ошибки и их желание любой ценой защитить честь мундира. «Еще во время первого процесса нам удалось убедительно доказать, что ничего из того, что написали следователи, не было, — отметил защитник. — Падчерица Фернандеса по заключению врача осталась невинна, хотя, как гласило обвинение, он дважды в неделю якобы жил с ней как с женой. Няни девочки в один голос сказали, что обвинение — это полный абсурд. По их словам, Тапия Фернандес после работы был «еле живой» и шел к себе в комнату спать. К тому же с ребенком всегда была «радионяня»».