Россия на Олимпиаде в Рио весь август не выходила из топ-новостей. А что насчет Олимпиады по физике? В Цюрихе наши мальчишки взяли «золото», став лучшими в Европе. Что их ждет теперь?

Сеть имеет право возмутиться, почему такое событие пресса обошла стороной. На самом деле, не обходила: просто итоги Олимпиады по физике совпали с решением по нашим легкоатлетам. Конкурс носит название IPhO и проводится уже полвека. За всю историю Союз, а затем и Россия не опускались ниже восьмого места, теперь — четвертое в общекомандном зачете. Весь год старшеклассников готовили преподаватели Московского физико-технического института (МФТИ). Чтобы не смутиться в финале, ребята изучали программу вплоть до третьего курса университета. Четверо уехали домой с золотыми медалями.

Все они — школьники из разных городов. Чтобы попасть в Цюрих, проходили отбор: Россия, Восточная Европа и Азия. В финале — два теста, экспериментальный и теоретический. По признанию самих школьников, это программа второго курса МФТИ. Туда путь для них уже открыт, впрочем, и не только туда — в любой вуз с физической специальностью школьников готовы принять без экзаменов. Один из победителей — москвич Илья Кочергин. Он рад: сумел доказать себе и миру, что способен на многое.

— Там есть отдельные элементы из институтского курса, конечно, и второго тоже. Там даже некоторые элементы из программы третьего курса есть. У нас было очень много подготовки разной, то есть выездные школы, сборы, там нам все это объяснили, рассказали все эти темы. В общем, у нас была очень хорошая подготовка.
— Скажите, МФТИ вас уже принял?
— Да.
— Какая кафедра представляет для вас наибольший интерес?
— Я не знаю. Пока, возможно, кафедра биофизики, но я еще не знаю, что выберу, потому что там выбор кафедр будет в середине второго курса.
— Что для вас значит эта победа, для вас лично и в рабочем плане, учебном?
— Показатель того, что я что-то могу.

А вот что Business FM рассказала его мама:

Елена мама Ильи Кочергина «Сам процесс познания и привел к победе в Олимпиаде. Я сама как мама никаких усилий к этому не прилагала. Он очень упорный в достижении целей, ему очень нравится заниматься наукой. Скорее всего, это будет биофизика, во всяком случае, уже сейчас он занимается изучением клеточной мембраны под руководством одного из профессоров физтеха, который работает на кафедре биофизики в Гематологическом центре Димы Рогачева. А что касается дальнейшего развития, это во многом зависит от развития науки в стране в целом».

Многие из победителей предыдущих Олимпиад связали свою жизнь с наукой. Но дороги — разные. Финалист ИФО 99-го года в Падуе Александр Чудновский после учебы в МФТИ преподает на кафедре общей физики и работает репетитором. А золотой медалист ИФО 97-го в Канаде Василий Пестун уехал во Францию, где занимается астрофизикой. Такие ребята, как Илья Кочергин — будущее нашей науки, и их нужно беречь, говорит его преподаватель по физике Светлана Колякина.

Светлана Колякина преподаватель по физике «Я считаю, что это дети, которые смогут сделать прорыв для всего человечества. Они должны быть государством замечены, для них должны быть созданы какие-то особые условия, потому что у нас все говорят о выезде за границу и так далее. Он вообще патриот, конечно, и он никогда не покинет страну, по крайней мере, если у него будут для этого условия трудиться в науке. Я участвовала в конкурсе «Учитель года», и мне задали вопрос, почему в нашей стране нет нобелевских лауреатов, и я на него ответила в прямом эфире, но, надо сказать, я после этого ничего не заняла в этом конкурсе. Я, конечно, считаю, что недостаточно еще создано для этого».

Сведений о денежных премиях для победителей Олимпиады по физике нет. Быть может, их и вовсе не существует. Не все такие аскеты, как математик Перельман, но заработать физики еще смогут. Это у спортсменов карьера скоротечна, а физики с годами только набирают форму.