Мотивы и наказание захватчика «Ситибанка»
Предприниматель Арам Петросян вечером 24 августа захватил четырех заложников в отделении банка в центре Москвы. Что заставило бизнесмена пойти на преступление, и о чем он говорил за несколько часов до захвата банка?
Читать на полной версииЗахватчик отделения «Ситибанка» на Большой Никитской Арам Петросян заявил на допросе, что не собирался никого убивать, а только хотел своими действиями привлечь внимание к проблеме. Об этом сообщила ТАСС старший помощник руководителя Главного следственного управления СК РФ по Москве Юлия Иванова. По ее словам, «сегодня следствие планирует предъявить обвинение бизнесмену и избрать меру пресечения».
ЧП с захватом заложников произошло вечером 24 августа. Еще задолго до развязки выяснилось, что захватчик-предприниматель производил медицинские наборы первой помощи. Он даже захватил их с собой и раздавал заложникам. Захватчику банка будет назначена психолого-психиатрическая экспертиза, сообщил агентству источник, близкий к следствию. В то же время, собеседник сказал, что внешних признаков какого-либо психического расстройства у задержанного не наблюдается.
55-летний бизнесмен Арам Петросян взял заложников, чтобы обратить внимание на проблему банкротства. Именно так он объяснил свой поступок в видеообращении на имя президента. Его предприниматель записал за несколько часов до захвата банка. Там же Петросян выдвинул свои требования к власти.
Арам Петросян бизнесмен «Первое — признать на государственном уровне понятия банкротства юрлиц болезнью, второе — создать на государственном уровне новый институт, который бы занимался этими проблемами, решил бы эти проблемы. По объективным, субъективным причинам, если человек стал банкротом, что ему уготовлено, что его ждет? Черная метка, волчий билет, отработанный материал».
Мотивы понятны, но они не оправдывают способ. Судя по записи, Петросян пребывает в отчаянии, да и вообще производит впечатление достаточно экстравагантного человека. Финансовые проблемы у бизнесмена начались еще четыре года назад. Именно тогда он записал свое первое обращение к Владимиру Путину и выступил с инициативой создания Агентства равных возможностей. Однако на предпринимателя никто не обратил внимание.
Вечером 24 августа Петросян повесил на шею муляж взрывного устройства и зашел в банк на Большой Никитской. Он сообщил сотрудникам, что не собирается грабить, и потребовал переговорщиков. Через час территория вокруг банка была полностью оцеплена. На место выехали снайперы, бойцы спецподразделений и глава столичного главка Анатолий Якунин. Он вошел в число переговорщиков, которые убеждали Петросяна сдаться и отпустить четверых заложников. Бизнесмен согласился на двоих, примерно через час помещение покинул третий, последнего человека захватчик отпустил перед тем, как сдаться самому. Какое его ждет наказание?
Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Захват заложников — статья 216 УК — относится к тяжким преступлениям и предусматривает довольно серьезное наказание, даже по первой части предусматривается лишение свободы на срок от пяти до десяти лет. Но есть примечания: если по требованию госорганов или правоохранительных органов человек освобождает заложников, то он может быть освобожден от уголовной ответственности, если в его действиях нет других составов преступлений».
В прошлом году вступил в силу закон о личном банкротстве. Именно он должен был помочь должникам, что называется, пройти через процедуру очищения и свободно вести дальнейшую жизнь. Почему Петросян не воспользовался этой возможностью, неизвестно. С другой стороны, закон о банкротстве, как считают эксперты, далеко не идеален. Самая главная его проблема — новизна: нет никакой правоприменительной практики, отмечает управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Крупский.
Андрей Крупский управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Применение процедуры набирает обороты. Нельзя сказать, что сразу все, кто имеет долги, ринулись это делать. Кто-то смотрит на это с опаской, а действительно ли это поможет, потому что закон, на самом деле, имеет очень много оговорок, исключений, что некоторые виды долгов не списываются даже при проведении полностью всей этой процедуры. Поэтому здесь важна правоприменительная практика, то есть как на самом деле все это будет разворачиваться. Есть пул лиц, которые однозначно следят за развитием применения этого закона».
Петросян рассчитывал на громкий резонанс от захвата банка и перед тем, как пойти на Большую Никитскую, даже простился с жизнью. Проблему с банкротством не решил, разве что теперь она станет для него меньшей из проблем.