«Газпром» получил французскую пощечину
Французская компания GDF Suez сегодня объявила, что окончательно отказывается от идеи участия в российском проекте «Южный поток». Переговоры о ее вхождении в «Северные поток», о чем так много говорилось, тоже фактически заморожены
Читать на полной версииФранцузская энергокомпания GDF Suez готова рассмотреть возможность инвестиций в проект «Набукко» (Nabucco) с расчетом на долгосрочную перспективу и перестает изучать вопрос о перспективах вхождения в «Южный поток» (South Stream), заявил в четверг глава компании Жерар Местралле, передает «Франс Пресс».
При этом GDF Suez окончательно отказывается от идеи участия в российском проекте «Южный поток». «Что касается «Южного потока», вопрос (об инвестициях) не стоит. Нельзя быть повсюду», — решительно заявил Местралле.
Одновременно присоединение GDF Suez к другом масштабному российскому газовому проекту — «Северному потоку» (Nord Stream), о котором ранее много говорилось, фактически заморожено.
Если поначалу сообщалось, что GDF Suez войдет в него до конца лета, потом — до конца 2009 года, то теперь в «Газпроме» вообще отказываются называть какие-либо сроки вхождения GDF Suez в консорциум.
Впрочем, Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, уверен, что французы всего лишь ведут игру. «GDF Suez традиционно играет на противоречиях между этими двумя проектами — «Южный поток» и «Набукко», — заявил он в интервью BFM.ru. — Напомню, что французская компания обратилась к российскому проекту только после того, как ей отказали в участии в «Набукко». Однако сейчас «Набукко» не обладает достаточной ресурсной базой. Поэтому фактически GDF остаются только переговоры с «Газпромом», а текущие заявления о потере интереса к «Южному потоку» — игра на информационном уровне».
Однако Александр Еремин, аналитик ИК «Финам», полагает, что эта игра крайне может держать российскую сторону в значительном напряжении: «Решение GDF Suez — это, скорее, удар по «Газпрому», чем успех для «Набукко». Дело в том, что у Франции и без него достаточно диверсифицированная структура закупок газа (на российский приходится около четверти) — в частности, благодаря тому, что Франция имеет доступ к африканскому сжиженному газу. Но французский рынок — один из крупнейших внешних рынков для «Газпрома», и на него приходится 8-10% его экспорта».
Таким образом, GDF Suez декларирует, что возвращается к идее присоединения к «Набукко», проекту создания магистрального газопровода протяженностью 3,3 тыс. километров из Центральной Азии через Азербайджан и Турцию в страны ЕС минуя Россию, которая уже рассматривалась французской компанией два года назад.
Однако тогда развитию сделки помешали политические обстоятельства. В 2008 году, после признания парламентом Франции геноцида армян со стороны турецких властей, Турция, через которую пройдет большая часть газопровода, наложила негласное вето на участие в «Набукко» французских компаний. Именно после этого GDF Suez заинтересовалась конкурирующим «Южным потоком», который на паритетных началах реализуют «Газпром» и итальянская Eni.
Однако в действительности французская компания интересовалась «Южным потоком» недолго, поскольку решила участвовать в «Северном». А теперь окончательно утвердилась в этом решении, поскольку неделю назад турецкий президент Абдуллах Гюль во время посещения Франции вновь пригласил французские компании в «Набукко», сняв прежнее негласное вето.
К переговорам о вхождении GDF Suez в «Северный поток» начались этой весной, в апреле. Акционерами компании—оператора проекта Nord Stream AG, помимо российского «Газпрома» (51%), являются германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas (по 20%), а также нидерландская Gasunie (9%).
Этот газопровод протяженностью 1220 километров пройдет по дну Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайфсвальд). Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа в год намечен на 2011 год, начало строительства — на первую половину 2010 года.
В мае заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев пообещал: «До конца лета Gaz de France войдет в проект «Северный поток». Позднее он уточнил, что немецкие партнеры согласились на уступку части своей доли в пользу GDF Suez, хотя и не сказал, о какой доле идет речь, отметив лишь, что в итоге доля французской компании будет равна доле нидерландской Gasunie.
Однако затем сроки начали переноситься. До конца лето соглашение подписано не было, а в сентябре Александр Медведев пообещал, что сделка завершится в сентябре-октябре. «Все решения должны быть согласованы, в сентябре-октябре можно ждать», — сказал он, отвечая на вопрос, когда будет завершено вхождение французской компании в «Северный поток».
Однако около недели назад зампред правления «Газпрома» вообще отказался называть сроки предполагаемого вхождения в «Северный поток» GDF Suez. «У нас с коллегами есть ряд нерешенных вопросов», — сказал Александр Медведев. Таким образом, все прежние заявления о согласованности решений оказались фактически дезавуированы.