Цитаты к годовщине путча. Правительство vs. ГКЧП
И вновь к 25 годовщине августовского путча. Любопытнейший документ — стенограмма заседания Совета министров СССР, на котором правительству сообщили о переходе власти к ГКЧП. Она показывает, что в союзном правительстве не то что не было единства — группа основных министров прямо сказала премьеру Павлову, что думает
Читать на полной версииПредседатель Государственного комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов Михаил Тимошишин:
«Видимо, в помощи Запад нам откажет. Нужны специальные меры по уборке урожая. Централизация распределения продовольствия».
Председатель Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам Владимир Щербаков:
«Речь идет о судьбе государства. Надо отдать себе отчет в том, что с ближайших часов мы не получим никакой иностранной помощи. Начнутся эмбарго одно за другим. Моя личная позиция. Я приходил сюда работать на идею перестройки и реформ, мне непонятна правовая основа действий и позиция самого ГКЧП, важны формы и методы восстановления порядка. Если это будут методы 1929 года, я с такими методами не согласен. И проводить их в жизнь не буду».
Заместитель председателя кабинета министров СССР Юрий Маслюков:
«Кем и чем мы собираемся осуществлять те функции, которые нам предписывает ГКЧП? 2. Кто и как делает расчет по номенклатуре? 3. Методика формирования и доведения плана по постановлению ГКЧП. 4. Что такое новая методика формирования цен по постановлению ГКЧП? Я хотел бы на них получить ответы. Пока я не получу ответы на свои вопросы, не могу принимать решение».
Министр культуры СССР Николай Губенко:
«За моей спиной нет ни оборонного, ни материально-технического потенциала. Я представляю здесь интеллигенцию, понятие, которое связано, прежде всего, с понятием морали и нравственности. Если методы ГКЧП будут связаны с практикой 29-37, 48 годов, интеллигенция этого не поддержит. Если не принять шагов по налаживанию мостов с демократическими силами, может пролиться кровь. Пока действия ГКЧП за рамками закона».
Министр внешних экономических связей СССР Константин Катушев:
«Что вы говорите об интеллигенции, когда в стране падает нравственность, насилуют женщин, на экранах порнография».
Министр угольной промышленности СССР Михаил Щадов:
«Если бы нас обсуждали демократы, они бы, я уверен, обсуждали по-другому. Где механизмы реализации решений ГКЧП, когда все властные структуры разрушены. Обстановка в стране очень сложная... Как увести шахтеров из стачки, как решить вопрос со стачкомами и на шахтах? Готовится всеобщая забастовка Кузбасса».
После провала путча Совет министров СССР был распущен, и больше уже никогда не собрался.