НОВЫЕ ПОВЕЛИТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЙ

Топ-5 самых дорогих компаний в мире по рыночной капитализации — американские IT-гиганты.

Как менялись лидеры рынка в отдельные моменты на протяжении десятилетия, видно на риснуке 1, представленном ниже.

Рейтинг рыночной стоимости наглядно иллюстрирует, как менялась вся мировая экономика. Достаточно взглянуть на лидеров, чтобы вспомнить, что происходило в мире за последние 10 лет. На пике пузыря «доткомов» в марте 2000-го в числе лидеров были технологичные компании, включая Microsoft, Intel, Cisco — все они и сейчас гиганты (хотя в пятерке лидеров сохранила свое место только Microsoft). Десять лет назад лидером была нефтяная Exxon Mobil, в пятерку входил и российский Газпром, итого два углеводородных сырьевика, одна промышленная корпорация (General Electric), один банк (Citigroup), и софтверная компания (Microsoft). Пять лет назад компания Apple потеснила Exxon Mobil и с тех пор возглавляет пьедестал с некоторыми перерывами.

Рисунок 1. Как менялись мировые лидеры IT-рынка

Теперь к Apple присоединились Google, Microsoft, Amazon и Facebook. И если во времена пузыря «доткомов» котировки IT-компаний росли даже без роста реальных доходов, то теперь эти компании научились зарабатывать миллиарды долларов. И инвесторы готовы платить все больше за каждый доллар их будущих доходов. Борьба за участие в Топ-5 сохраняется, состав пятерки каждый день меняется, и периодически в него возвращается инвестхолдинг Уоррена Баффета Berkshire Hathaway Inc. (капитализация на 12.08.2016 — $363,78 млрд). Однако тенденция на лицо: высокие технологии захватили не только наши умы, но и души инвесторов.

Но стоит отметить, что не все так безоблачно. Например, капитализация Facebook превышает $358 миллиардов (на 12.08.2016). Это примерно 60 ее годовых прибылей. Классически привлекательной считается инвестиция, которая может окупиться менее чем за 20 лет. Но никто сейчас не смотрит на этот показатель, потому что прибыль Facebook растет слишком быстро. И инвесторы рассчитывают, что она так и будет расти, ведь эта компания отнимает выручку и прибыль у СМИ и других рекламных площадок. Рост ее прибыли практически сопоставим с коэффициентом цена/прибыль (P/E). Но проблема в том, что компания Facebook растет на ограниченном рынке, а когда она встретится с его ограничением, никто не знает.

Корпорация Procter & Gamble (P&G) (мировой лидер по расходам на рекламу), воздержится от подхода к размещению в социальной сети Facebook таргетированной рекламы, предназначенной для узких групп потенциальных потребителей. В ее случае такой подход малоэффективен. «P&G не откажется от рекламы на Facebook, но будет использовать таргетирование там, где это имеет смысл: например, показывая рекламу подгузников будущим матерям», — пояснил директор P&G по маркетингу Марк Притчард изданию The Wall Street Journal. Так, два года назад P&G адресовала рекламу своего освежителя воздуха Febreze владельцам домашних животных и большим семьям. Продажи продукта застопорились, но их рост возобновился, после того как его рекламу стали получать все пользователи старше 18 лет. Источники издания сообщили, что потребительский гигант планирует увеличить расходы на ТВ-рекламу.

Длительный рост технологического сектора и всего американского фондового рынка вызывает опасения некоторых инвесторов. «Американский фондовый рынок может растерять рост последних пяти лет, и виной тому — центробанки», — предупреждает инвестор Марк Фабер. Ралли на рынке продолжается с 2009 года. Основой роста стала ультрамягкая политика и денежное стимулирование центробанков. Состояние рынка вызывает опасение не только у Фабера. Миллиардеры стремительно избавляются от вложений в какие-либо активы и массово переводят состояния в наличные деньги, говорится в исследовании компании Wealth-X. По итогам 2015 года каждый пятый доллар своего состояния богатейшие люди держали в наличной валюте на банковских депозитах. Не стоит забывать, что рынки движутся циклично. И за ростом всегда следует падение. Проблема в том, чтобы вовремя определить переломный момент.

О том, как можно заработать на росте IT-компаний, и не поздно ли еще покупать акции IT-гигантов, говорит представитель БКС-Премьер.

Юрий Скоркин руководитель направления «Продвижение инвестиционных стратегий» ФГ БКС Любому инвестору важна не только доходность, но и ликвидность актива, то есть возможность его легко купить и продать. Поэтому важно выбирать качественные активы. Рынок акций США соответствует этим требованиям. На трех основных площадках NYSE, NASDAQ, AMEX торгуются акции крупнейших транснациональных компаний с наивысшим рейтингом надежности. Экономика США является единственной стабильно растущей в мире, что обеспечивает высокий спрос на акции американских компаний. Инвесторов из России привлекают такие инвестиции из-за того, что это вложения в американской валюте. Стремительный рост IT-компаний объясняется глобальным изменением экономической картины мира. Реальный сектор, банки не всегда успевают за изменением денежных потоков потребителей. Герман Греф считает, что со временем Google, Microsoft, Oracle вытеснят банки. Вместо привычной банковской карты либо наличных расплачиваться можно будет гаджетами с выходом в интернет. Если вспомнить стратегию Баффета — покупать акции компаний, продукцией и услугами которых ты пользуешься, и проанализировать растущий спрос и ориентир потребления на интернет, перспективы у данных компаний есть, и их капитализация может значительно увеличиться. Чтобы заработать на покупке акций IT-компаний, важно иметь стратегию, в которой инвестор сможет оценить срок инвестиций, максимально допустимый риск и доходность. В целом весь сектор смотрится несколько перекупленным. Необходимо учитывать предстоящие президентские выборы в США и текущий курс ФРС США на ужесточение монетарной политики, что не может не сказаться на рыночной конъюнктуре американского рынка акций. Я бы рассматривал покупку акций IT-компаний после некоторой консолидации всего американского рынка, который в очередной раз обновил исторический максимум.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Крупные IT-компании отличаются тем, что постоянно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Одна из тенденций, которой следуют технологичные гиганты, — покупка стартапов в области искусственного интеллекта. В таких сделках замечены Intel, Apple, Google, Twitter, Yahoo, IBM и другие. По данным CB Insights, с 2011 года крупные игроки IT-рынка заключили 31 сделку по покупке стартапов, занимающихся искусственным интеллектом. Возможно, эти подразделения не приносят прибыль, но они могут помочь в конкурентной борьбе за лидерство.