Храните деньги в сберегательной… банке
Клиенты «Промсвязьбанка» судятся с организацией из-за ограбленных ячеек. Крупное ограбление произошло в январе, преступники вынесли содержимое ячеек на миллиард рублей. Банк отказывается выплатить клиентам те суммы, что они требуют. Основной мотив в том, что содержимое ячейки известно только клиенту. Насколько надежно хранить деньги в банковской ячейке?
Читать на полной версииОБНОВЛЕНО 17:10
Первый рабочий день 2016 года. Петербургский филиал «Промсвязьбанка». Через пять минут после открытия в зал, где находятся ячейки, по поддельному паспорту попадает грабитель. Связывает операционистку. В этот момент с черного входа в помещение проникают сообщники. Налетчики опустошают 134 ячейки и уносят миллиард рублей. Могли больше, но это все, что влезло в сумки. Август 2016-го. Потерпевшие клиенты судятся с «Промсвязьбанком». Организация сначала обещала компенсации. Но заплатили далеко не всем и не все. Ячейка — это не счет. Банк не знает, что в ней хранит клиент. Может быть, деньги. А может дорогой как память яблочный огрызок. А может, ячейка и вовсе пустая и арендуется на всякий случай. Видеокамеры в сейфинге не стоят. А если стоят, то записи удаляют. Доказать, что в ячейке была определенная сумма, особенно, крупная — часто невозможно. Все это должно компенсироваться высокой надежностью. Все-таки, банк, охрана. Практика показывает иное. Говорит пострадавший клиент «Промсвязьбанка» Сергей Фомичев.
Сергей Фомичев пострадавший клиент «Промсвязьбанка» «Возмущает позиция банка, именно вот эта циничная позиция. Банк не обеспечил нормальную охрану, банк не обеспечил нормальный доступ к сейфам, банк пустил в сейфинг злодея по поддельному паспорту. Куда смотрела служба безопасности? В банке в сейфинге были камеры видеонаблюдения, и, в принципе, банк и сотрудники банка могут увидеть, кто и что туда закладывал. Причем, камер не должно быть в сейфинге, это тайна, но у них-то эти камеры находились. А мы узнали об этом только после того, как уже произошло ограбление сейфинга. И когда мы стали задавать вопросы, банк сказал: «Вы знаете, мы не храним больше месяца эти записи, поэтому у нас сохранился момент ограбления, а больше мы ничего не можем предоставить ни следствию, ни вам, потерпевшим клиентам».
Сергей Фомичев рассказывает, что хранил в ячейке около 10 миллионов рублей. Банк вернул только полмиллиона. Почти бесполезно доказывать что-то тем, кто арендует ячейку не один год и за это время не раз вынимал и вносил ценности. Шансы есть у тех, кто пользовался ячейкой для сделки, как правило, с недвижимостью. Есть договор купли-продажи, есть рыночная оценка квартиры, которая совпадает с заявленной суммой. Но и в этом случае, скорее всего, придется судиться. Речь идет о крупных суммах, а добровольно их вернуть банку психологически сложно. Другая ситуация. У банка отзывают лицензию. Что в этом случае происходит с ячейками? Кредиторы банка на эти активы, естественно, не имеют права. Но это не значит, что клиентам вернут содержимое сейфов. Объясняет директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Правда, не все банки составляют и принимают опись. Как вариант — привести свидетелей. Но и это может не спасти. В судах доходило до того, что банк заявлял: он просто предоставил клиенту в аренду стальной ящик. Сравним с арендованной недвижимостью. Арендодатель не несет ответственность за ценности, которые арендатор держит в квартире. Так что еще придется доказать, что банк обязался сохранить содержимое сейфа. Не станет панацеей статус кредитной организации. Грабители потрошат ячейки и мелких частных, и крупных госорганизаций. Остается или хранить деньги на счету в банке с хорошей репутацией или положить в пресловутую стеклянную банку. Банку в сейф. Сейф в квартиру. Квартиру под охрану. После этого осторожно выдохнуть.
Впоследствии в пресс-службе «Промсвязьбанка» выступили с комментарием: «В связи с совершенным хищением в сейфовом хранилище пострадавшим клиентам «Промсвязьбанка» оперативно были направлены уведомления о хищении, а также предложено представить нам все документы, подтверждающие состав и стоимость похищенного имущества. «Промсвязьбанк», со своей стороны, помогал и помогает клиентам, которые попали в трудную ситуацию из-за данного инцидента. Несмотря на то, что законодательство РФ освобождает банки от ответственности перед клиентами в случаях, если убытки клиентам причинены вследствие непреодолимой силы. Мы взвешенно рассмотрели все обращения клиентов о возмещении убытков, приняли решение и осуществили выплаты компенсаций убытков тем клиентам, кто документально подтвердил размер и стоимость утраченного имущества».