В российском Интернете хотят запретить анонимность и проверять все сообщения. Об этом «Ведомости» сообщают со ссылкой на копию законопроекта, подготовленного Медиа-коммуникационным союзом (МКС), объединяющим крупнейших операторов России.

Поправки МКС предусматривают, что любой «организатор распространения информации в сети Интернет, предоставляющий возможность обмена электронными сообщениями», обязан идентифицировать пользователей на основе сведений, содержащихся в базах данных операторов связи, предварительно заключив с ними договоры. Помимо этого, в законопроекте содержится обязательство блокировать электронные сообщения, в которых содержится информация, противоречащая требованиям российского законодательства, что по логике подразумевает их проверку. В противном случае операторы вправе ограничить доступ к сервису по решению Роскомнадзора.


В «Яндексе» считают, что предложения МКС по сути отменяют право граждан на анонимность в Интернете. Об этом рассказал Business FM представитель пресс-службы компании Владимир Исаев.

Владимир Исаев представитель пресс-службы компании «Яндекс» «Предложенные поправки мы увидели только вчера в четверг, и ознакомиться с ними детально пока еще не успели, но на первый взгляд поправки отменяют право граждан на анонимность в Интернете. Пользователи не смогут оставлять сообщения в Сети без предварительной идентификации, а это напрямую нарушает их конституционные права. При этом формулировки законопроекта настолько расплывчаты, что позволяют применить его не только к обмену сообщениями между пользователями, но и к любому размещению ими контента в сети. Ну, например, комментариев или сообщений на форумах. При этом законопроект устанавливает ограничения для сервисов в способах их взаимодействия с пользователем и навязывает сервисам универсальные правила идентификации. Это может привести к уходу с российского рынка игроков, к снижению конкуренции и к общей деградации интернет-отрасли в итоге».

Представитель Mail.Ru Group заявил «Ведомостям», что предложение МКС избыточно, поскольку все необходимое для контроля и так содержится в «законе Яровой». Представители Минкомсвязи никак не прокомментировали идею МКС, указав, что проект к ним не поступал. Сами мессенджеры пока не прокомментировали законопроект.

Документ не только избыточен, но и невозможен к исполнению по целому ряду причин, полагает исполнительный директор и сооснователь GetShopTV Шариф Кармо.

Шариф Кармо исполнительный директор и сооснователь GetShopTV «Это нереально сделать. Почему? Момент номер один. В мессенджерах можно внедрить так называемую регистрацию, которую они просят, но я сомневаюсь, что западные компании, которые основными провайдерами мессенджеров являются, будут это делать. Это WhatsApp, Viber. Дальше надо понимать, какой трафик идет внутри этих мессенджеров, и тут та же проблема, что с «законом Яровой». Потому что большинство мессенджеров сейчас изначально шифруют трафик, причем шифруют трафик не на уровне серверов, а шифруют трафик на уровне устройств. То есть сам провайдер мессенджера не может прочитать переписку, потому что обмен секретными ключами происходит между одним и вторым телефоном. И это технически абсолютно нереализуемо, невозможно и не будет возможно никогда, учитывая текущие алгоритмы шифрования, которые в этом случае используются. Максимум, что получится обработать — это 5-10% трафика, который идет через мессенджеры, которые на данный момент еще не защищены современными системами шифрования. И понятно, что люди, у которых есть злые умыслы, они просто не будут пользоваться этими мессенджерами, у которых есть открытое шифрование».

Причиной такой инициативы может оказаться бедственное положение самих операторов связи. Тренд на переход к мессенджерам и голосовой интернет-связи и так лишает мобильные операторы значительной части доходов, а требования «пакета Яровой» о хранении всего трафика могут кратно увеличить их затраты, комментирует директор инвестиционной компании 101 StartUp Михаил Гуревич.

Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «Яровая ограничивает сотовых операторов, а сотовые операторы пытаются каким-то образом найти ответные меры, которые позволят им сохранить хоть какие-то доходы. Понятное дело, что интернет-мессенджинг и вообще мессенджеры, которые стали так популярны, лишают операторов достаточно существенных доходов от SMS, и телефонные разговоры все чаще пользователи начинают осуществлять через мессенджеры, соответственно, оплачивая сотовому оператору исключительно трафик, который, конечно, дешевле, чем поминутная тарификация, которая распространяется на обычные телефонные звонки. И вот в ситуации, когда операторы вынуждены защищаться и оплачивать измышления народных депутатов, которые были приняты в рамках антитеррористического пакета Яровой, то им приходится стараться как-то ограничить себя от падения доходов, которое происходит в постоянном режиме. И в данном случае, видимо, это одна и та же кривая логика, которая у нас исходит сначала из Государственной Думы, а потом распространяется и на отрасль».

По данным «Ведомостей», в подготовке законопроекта участвует «Ростелеком», осенью его должны представить правительству. В самом Медиа-коммуникационном союзе информацию о подготовке подобных поправок Business FM комментировать отказались. Согласно информации на сайте организации, союз учрежден ведущими медиакомпаниями. Это в том числе «Ростелеком», «Национальная Медиа Группа», «МТС», «ВымпелКом», «МегаФон» и «Газпром-Медиа Холдинг».