СКР переквалифицировал обвинение Евгению Доду
Экс-главе госкомпании «РусГидро» Евгению Доду и главбуху компании Дмитрию Финкелю преквалифицировали обвинение: вмененную им статью «Мошенничество» заменили на «Растрату»
Читать на полной версииСледственный комитет России переквалифицировал обвинение бывшему председателю правления «РусГидро» Евгению Доду, арестованному за незаконное увеличение причитающейся ему премии на 73 млн рублей. Теперь вместо «Мошенничества в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) ему вменяется «Присвоение или растрата в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Аналогичным образом СКР переквалифицировал действия и главного бухгалтера госкомпании Дмитрия Финкеля. Оба обвиняемых с новой трактовкой их действий не согласились.
Стоит отметить, что обе статьи предусматривают одинаковое наказание — до 10 лет лишения свободы. Они являются разновидностью хищения.
Как стало известно Business FM, квалификацию действий фигурантов следствие решило изменить, разобравшись в том, что их действия не попадают под статью 169 УК РФ «Мошенничество». Дело в том, что квалифицирующим признаком этого преступления является обман потерпевшей стороны. «Однако его доказать не удалось, — сообщил Business FM источник в правоохранительных органах. По его словам, после предъявления нового обвинения фигуранты дела не признали вину, но дали показания по обстоятельствам дела.
Премия от дохода
По версии следствия, Дод и Финкель исказили финансовую отчетность и ввели в заблуждение членов годового общего собрания акционеров о размере прибыли, полученной госкомпанией «РусГидро» по итогам работы за 2013 год. В финансовом отчете и бухгалтерском балансе размер чистой прибыли был указан в размере 35 млрд рублей. Следствие же утверждает, что размер чистой прибыли «РусГидро» был гораздо меньше — не более 28 млрд рублей. Это было связано с падением стоимости акций ряда компаний, которыми владело ПАО «РусГидро». На основании полученных документов Евгений Дод в начале 2014 года издал приказ «О специальном премировании членов правления ОАО «РусГидро» по итогам 2013 года и выписал себе премию в размере 1% от чистой прибыли на сумму 353,21 млн рублей, неправомерно завысив размер вознаграждения не менее чем на 73,2 млн рублей.
Обвиняемые с самого начала отрицали, что прибыль была занижена, и настаивают, что в бухгалтерской отчетности была изложена объективная информация, к которой имелся доступ у других акционеров. Она была опубликована на сайте «РусГидро» не менее чем за месяц до общего собрания акционеров, которое прошло в июне 2014 года в Красноярске. Об этом, как сообщил источник Business FM, Дод и Финкель заявили в очередной раз после того, как им было перепредъявлено обвинение. Они отмечают, что размеры прибыли компании подтверждаются аудиторским заключением всемирно известной компании РriceWaterhouseCoopers (PWC). В одном из пунктов, названном «важные обстоятельства», проверяющие указали, что снижение рыночной стоимости акций подконтрольных «РусГидро» предприятий по сравнению с отчетностью «не изменяет мнение» о ее достоверности.
Переплаченные налоги и дивиденды
Главбух госкомпании Дмитрий Финкель настаивает, что он действовал в строгом соответствии с предписаниями Минфина, которые гласят, что размер прибыли не должен меняться при колебании стоимости акций. Колебания курса акций аффилированных компаний были указаны в соответствии с рекомендациями Минфина и приложены к пояснительной записке к годовому отчету. Опрошенные Business FM специалисты отмечают, что так поступает большинство российских компаний с госучастием. Они задаются вопросом: что теперь делать с налогами, которые получило государство от «завышенной» прибыли, а также с дивидендами, доставшимися акционерам? Если следовать логике следствия, то их также нужно вернуть, как и часть премиальных Евгения Дода. Последний хоть и не признал вину, но в начале августа перечислил 73,2 млн рублей на счет «РусГидро».
Адвокаты Евгения Дода отказались как-либо прокомментировать Business FM ход следствия, высказав надежду на то, что следствие сможет объективно разобраться в данном деле.
По мнению юристов, вмененная фигурантам новая статья 160 УК РФ также неприменима к их действиям. Особенно к Финкелю. «Он вообще не является субъектом данного преступления, так как растрата — это хищение средств, вверенных виновному, а ему их никто не вверял, так как он был главбухом, а не руководителем предприятия», — говорит адвокат Владимир Краснов.
Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает, что действия фигурантов, скорее, попадают под статью 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации». «Часть 1-я этой статьи предусматривает куда меньшую санкцию — от штрафа до 4-х лет лишения свободы, — отметил он. — При этом 2-я более «серьезная» часть данной статьи 201 УК РФ не может тут в данном случае применяться, несмотря на колоссальный размер прибыли «РусГидро». По мнению юриста, претензии к Евгению Доду следовало решать в гражданско-правовом порядке, и «история с его уголовным делом смахивает на дележку подрядов госкорпорации». Это предположение не лишено смысла. Ведь, по некоторым данным, уйдя в прошлом году в «Квадру», топ-менеджер, тем не менее, сохранил немалое влияние в госкомпании, в которой проработал почти шесть лет.
Уголовное дело в отношении бывшего главы «РусГидро» Евгения Дода и главбуха компании Дмитрия Финкеля было возбуждено Следственным комитетом в конце июня 2016 года. 23 июля Басманный суд Москвы заключил их в СИЗО.
Ошибки следствия
20 июля Евгений Дод по решению Басманного суда был отстранен от должности председателя совета директоров «Квадры», которая на 48% принадлежит группе ОНЭКСИМ бизнесмена Михаила Прохорова. Впрочем, сотрудники компании утверждают, что Дод никогда не занимал эту должность и являлся лишь членом совета директоров «Квадры». Компанию сейчас возглавляет Юрий Пимонов. Защита оспорила решение суда об отстранении Дода с этой должности в вышестоящей инстанции. 22 августа Мосгорсуд должен рассмотреть жалобу защиты», — сообщила пресс-секретарь районного суда Юнона Царева. В этот же день заканчивается двухмесячный срок ареста фигурантов. Поэтому уже сегодня следствие должно выйти в суд с ходатайством о продлении им меры пресечения.
Стоит отметить, что за два месяца следствие допустило не единственную промашку. В начале августа стало известно о том, что Басманный суд по ходатайству СКР в счет возмещения возможного ущерба арестовал имущество обвиняемого и членов семьи Евгения Дода: квартиры, дома, машино-места и земельные участки. Портал Life.ru оценил их в гигантскую сумму — три млрд рублей, однако люди из окружения Евгения Дода утверждают, что эта цифра «даже близко не соответствует действительности». «Следствие умудрилось арестовать недвижимость и земельные участки, которые семья Евгения продала более пяти лет назад, поэтому большая часть арестованного имущества давно принадлежит другим лицам», — сказал хорошо знающий семью предпринимателя источник. По словам собеседника, будучи топ-менеджером ведущих компаний, Евгений Дод, безусловно, имел возможность покупать дорогую недвижимость. «Но он также много тратил на благотворительность. Если информация об имуществе подтвердится, Мосгорсуд будет вынужден отменить решение об аресте большей части имущества, новые хозяева которого даже не подозревают о происходящих с ним манипуляциях.