Самый массовый сговор в России. Особенности рынка кителей и шинелей
Антимонопольщики разоблачили беспрецедентный по размаху картель. Речь идет о десятках компаний, поставляющих одежду для силовиков. По версии ФАС, они создали систему, при которой могли по очереди побеждать в аукционах. Но так ли массов сговор, как представляет антимонопольное ведомство?
Читать на полной версииТакого большого картеля в России еще не было. По версии ФАС, сговорились 90 компаний. В этих условиях прошли 18 аукционов на общую сумму в 3,5 миллиарда рублей. Все компании из картеля поставляют одежду для правоохранительных ведомств: МВД, ФСБ, таможни. Побеждали в конкурсах строго по очереди. Была разработана система квот. Но самое главное, 90 участников сговора — это и есть рынок униформы для силовиков. То есть, сговорились все. То, что пострадавших в отрасли не было, Business FM подтвердил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
Андрей Тенишев начальник управления по борьбе с картелями ФАС России «Мы таких компаний пострадавших не нашли: в данном случае у нас потерпевший — это государство. Любые торги проводятся с целью выявить победителя. Компании, которые вышли на торги, должны между собой конкурировать и предлагать лучшие условия, как по цене, так и по качеству продукции. А когда все обо всем договорились, снижение цены не происходит, и, соответственно, стимула для того, чтобы улучшать качество продукции, нет совершенно никакого».
Мы пытались связаться с несколькими участниками рынка спецодежды, как крупными, так и мелкими. Представители трех компаний, выслушав вопросы, пообещали «перезвонить, если че». Но так и не перезвонили. Как в прошлом году писали «Ведомости», производство униформы, спецодежды и средств защиты — это, минимум, 175 миллиардов рублей в год. Кажется, что на рынке очень много участников. Но на деле, за десятками игроков могут стоять одни и те же структуры. А вот на таком поле распределение сил и интересов может быть другим, предполагает специалист по госзакупкам и член экспертного совета «Деловой России» Георгий Сухадольский.
Георгий Сухадольский специалист по госзакупкам и член экспертного совета «Деловой России» «Если мы рассмотрим какой-то относительно закрытый рынок, там, где есть несколько поставщиков, то зачастую коммерческий заказчик в такой ситуации специально распределяет заказы между поставщиками для того, чтобы поддерживать их всех, чтобы потом не возникло монополизма на рынке. То есть, например, если три подрядчика брать, первому, например, отдается 60% заказа, второму — 20%, и третьему еще сколько-то. Так, чтобы продолжали действовать на рынке все компании».
То, что происходит на этом рынке, напоминает советскую модель поведения экономических агентов. Сам зарабатываю и другим не мешаю. Хочешь получить — встань в очередь. Цену не сбивай. По таким принципам и сейчас многие работают. Например, таксисты. Конкуренции нет. Зато участники рынка навели порядок, самоорганизовались. Главный вопрос, получило ли ущерб государство, и какой? С другой стороны известно, что силовики при закупках часто предпочитают старых, проверенных партнеров. Тем более, когда речь идет о лице ведомства, то есть о форме. В этом свете громкая история о самом массовом сговоре превращается в серые будни закрытого и давно поделенного рынка. А ФАС здесь не стояло.