Мыльный пузырь: неизвестный российский стартап раздулся до $35 млрд
Капитализация малоизвестной компании Neuromama, которая из распространения надувных игр ушла в IT и создала свой поисковик, с начала года выросла в пять раз и почти догнала ЛУКОЙЛ. Эксперты подозревают манипуляцию и управляемый рост бумаг
Читать на полной версииМалоизвестная компания Neuromama стала одной из самых дорогих российских компаний. С начала года ее капитализация выросла в пять раз и превысила 35 млрд долларов — немного меньше, чем стоимость всей компании ЛУКОЙЛ.
Однако информации о быстрорастущем стартапе не много: компания запустила поисковик, но популярностью он не пользуется. Головной офис находится в Новосибирске, но обслуживание телефонного номера компании временно приостановлено. Никакой финансовой отчетности в публичном доступе нет. Эксперты заподозрили здесь манипуляцию с капитализацией.
На первый взгляд, Neuromama — это успешный высокотехнологичный стартап, однако он может оказаться мыльным пузырем, говорит директор департамента аналитики «Альфа-Форекс» Андрей Диргин:
Андрей Диргин директор департамента аналитики «Альфа-Форекс» «Возможно, что это действительно успешный стартап, но вполне вероятно, что это очередной мыльный пузырь. То, что капитализация компании превышает 35 млрд долларов, это официальная информация с биржевых терминалов, — действительно, сумма достаточно крупная, если здесь нет какой-либо технической ошибки. До сегодняшнего дня мне эта компания не была известна».
Акции этой компании чрезвычайно неликвидные, торгуются на внебиржевом рынке США. Накануне, например, можно было купить всего три акции и продать лишь две — идеальный объект для манипулирования и раздувания собственной капитализации.
По словам управляющего активами Международного фонда частных инвестиций Александра Душкина, при внимательном изучении профиля компании сложно удержаться от смеха,:
В основном компании, которые торгуются на внебиржевом рынке, закрытые и небольшие, им не требуется предоставлять отчетность и проводить аудит. Neuromama разместила свои акции четыре года назад. Тогда стоимость этого стартапа оценивалась в 90 тысяч долларов, первоначальная цена каждой из 3 миллионов акций составляла 3 цента. Скачкообразный рост котировок начался в этом году. Эксперты отмечают, что на такой неликвидной бумаге рост мог быть управляемым, например, для того, чтобы отобразить на балансе другой компании — владельце этих бумаг — рост не бумажной, а реальной прибыли. Или акционеры просто хотят избавиться от своих акций, разумеется, по самой лучшей цене.