Хроники приватизации «Башнефти»
Росимущество в понедельник может определиться с окончательной оценкой госпакета нефтяной компании. «Башнефть» может быть приватизирована в ближайшие месяцы, а, возможно, и недели. Известна примерная оценка актива и потенциальные претенденты на покупку. Главный вопрос — будет ли в конкурсе участвовать «Роснефть»
Читать на полной версииГосударство планирует продать чуть больше половины «Башнефти». Рыночная стоимость пакета около 270 миллиардов рублей. Сумятицу на прошлой неделе внес первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что предварительная цена госдоли — три миллиарда долларов, в районе 200 миллиардов рублей.
Это гораздо дешевле рынка. Биржа отреагировала обвалом, акции «Башнефти» рухнули почти на 18%. Правда, через пару минут отскочили. Возможно, у какого-то игрока просто сдали нервы. Затем «Интерфакс» со ссылкой на источники опубликовал независимую оценку EY: 306 миллиардов рублей.
Биржа отреагировала в стиле «это совсем другое дело», акции «Башнефти» подросли. Заодно с подачи Reuters стало известно, что заявку на приватизацию отправила «Русснефть» Михаила Гуцериева. Новый крупный участник. Кто из претендентов в состоянии заплатить за пакет «Башнефти»? Рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Грудью на защиту «Башнефти» от продажи «Роснефти» встал министр экономики Алексей Улюкаев. Сначала он заявил, что в списке претендентов (всего их девять) нет госкомпаний. Если точнее, то глава Минэка напомнил о законе, который запрещает участвовать в приватизации компаниям с госучастием. А затем Улюкаев, наконец, подтвердил данные СМИ, что «Роснефть» подала заявку на покупку «Башнефти». Но сказал, что крупнейшая российская корпорация не попадет в шорт-лист конкурса. Точнее, вряд ли попадет. Причины, по которым правительство отчаянно сопротивляется желанию «Роснефти» купить «Башнефть», понятны, говорит замгендиректора по инвестициям ИК «Универ — Капитал» Дмитрий Александров.
Впрочем, одно из высказываний министра экономики могло понравиться «Роснефти». Госкорпорация тоже вскоре будет приватизирована, государство планирует продать около 20%. Судя по прежним заявлениям Игоря Сечина, сама компания эту идею не очень приветствует. Улюкаев же сообщил, что в этом году «Роснефть», возможно, продать не получится. Правда, в Минфине тут же заявили, что, если приватизации «Роснефти» не будет, то расходы Резервного фонда в этом году вырастут до трех триллионов рублей. Иными словами, кубышка почти истощится. Но это уже другая история. И она, кажется, не имеет большого отношения к торгу между владельцем и его собственностью.
Добавим, что первый вице-премьер Игорь Шувалов, все-таки, назвал оценку «Башнефти», более близкую к нынешним реалиям. Госпакет может стоить в коридоре 297-315 миллиардов рублей, сообщил первый замглавы правительства.